Священный месяц раджаб. Начало трех священных месяца «Раджаб, Ша’бан, Рамазан Намазы, совершаемые в месяц Раджаб

РАДЖАБ является одним из трех священных месяцев (Раджаб, Шаабан, Рамадан), являющихся величайшей милостью Всевышнего Аллаhа к Своим рабам.

В эти месяцы вознаграждение за добрые деяния и поклонение Всемогущий Аллах увеличивает многократно и прощает грехи тем, кто искренне в них раскается.
Один из хадисов Пророка (мир ему и благословение) гласит: «Если хотите успокоения перед смертью, счастливого конца (смерти, будучи мусульманином) и защиты от шайтана - уважайте эти месяцы, соблюдая пост и сожалея о грехах».

Согласно другому хадису, воздаяние (вознаграждение за добрые деяния и наказание за грехи) в месяц Раджаб увеличивается в 70 раз. Раджаб также является одним из 4-х запретных месяцев (Раджаб, Зуль-Каада, Зуль-Хиджа, Мухаррам), в которые Всевышний особенно запретил грехи и конфликты.

В достопочтенном хадисе, переданном Саййидин Хасаном, любимым внуком Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) сказано:
«В году есть такие четыре ночи, в которые Милость, Прощение, Щедрость, Благословения и Подарки Аллаха падают на землю как дождь (т.е. в неисчислимом количестве). И благословенны же те, кто знают или узнают истинное значение и ценность таких ночей, а именно:
1) Первая ночь месяца Раджаб
2) Ночь 15 Шаабана
3) Ночь в Праздник Рамадана и
4) Ночь в Курбан-Байрам».

Так как в Исламе мы следуем лунному календарю, то и исчисление каждого дня начинается с захода солнца (т.е. с вечера). Таким образом, 1-я ночь Раджаба это именна та ночь, когда Раджаб только начался (и за ней следует 1-й день Раджаба), Ночь 15 Шаабана означает ночь с 14 на 15 Шаабана, Ночь в Праздник Рамадана означает ночь перед Праздником Ураза-Байрам, а Ночь в Курбан-Байрам, соответсвенно, означает ночь перед праздником Курбан-Байрам (т.е. ночь с 9 на 10 Зуль-Хиджа).

Те люди, которые ценят великую значимость этих ночей, конечно же, проводят их не в непослушании или грехе, а в поклонении и покорности, в совершении благотворительных и прочих благих деяний, в намазах, дуа, чтении Священного Корана и зикре. И в такие особые ночи разумные люди прикладывают все усилия, чтобы Всевышний стал ими доволен. Эти ночи дают им возможность все более и более приблизиться к Богу.

Саубан, один из достопочтенных сподвижников (да будет доволен им Аллах), передал: «Я находился со святым Пророком Мухаммадом (мир ему и благословение), когда мы вошли на кладбище. Посланник Аллаhа (мир ему и благословение) остановился и слезы потекли по его лицу. Он плакал так сильно, что его рубашка на груди стала мокрой от слез. Тогда я подошел к нему и спросил: «О Посланник Аллаhа (мир ему и благословение), почему ты плачешь? Было ли тебе сейчас ниспослано Божественное Откровение?»
На что Посланник Аллаhа (мир ему и благословение) ответил: «О Саубан, те, кто лежат здесь, мертвые, которые захоронены на этом кладбище, страдают от могильных наказаний. Именно поэтому я и плакал».

Какова Величайшая Милость и Щедрость, которыми Аллаh удостоил эту особую ночь – 1-ю ночь месяца Раджаба! Ведь не только сам поклоняющийся будет прощен, но он еще и получит разрешение на заступничество за 70 человек! Какое величие, какая благодать этой необычайной ночи! И что нам остается сказать тем, которые не ценят благословенность этой ночи, которые проводят ее в непослушании и грехе, которые не ценят ни свою жизнь, ни жизнь других (которых они могли бы спасти), и бросают эту возможность на ветер!

Если бы человек собрался выкинуть в море свое золото и бриллианты, разрушить свой дом, в котором он живет, и спалить свое жилище, то мы стали бы жалеть такого человека, сокрушенно говоря о нем, что «он, должно быть, окончательно сошел с ума».
И мы были бы правы, жалея его. Но, в конце концов, ему могла бы представиться возможность хорошего заработка в дальнейшем, и он бы смог окупить все утраченное. Но никакие деньги, никакая работа в мире не может вернуть нам утраченную жизнь, ушедшие годы, дни, ночи, часы, потерянные минуты! И это означает, что наша с вами жизнь гораздо ценнее, чем золото, бриллианты или что-либо подобное.

Ранее служители в Каабе держали ее открытой в течение всего месяца Раджаб, с 1-го дня по последний, в знак почтения и уважения к этому Cвященному месяцу. А в другие месяцы, они открывали Каабу только по понедельникам и по пятницам. Они говорили, «Этот месяц (Раджаб) – месяц Господний, а этот Дом (Кааба) – Дом Господний. А так как люди – рабы Божьи, то как же мы можем держать их вдали от Дома Господня в Месяц Господний?»

Посланник Аллаhа (мир ему и благословение) сказал: «Помните, Раджаб - месяц Всевышнего, кто будет соблюдать пост хоть один день в этом месяце, тем Аллаh будет доволен».

Раджаб назван месяцем Всевышнего за огромное вознаграждение и щедроты, ниспосылаемые в этом месяце.
Слово «Раджаб» состоит из трех букв (в арабском языке нет гласных): «Р» означает «рахмат» (милость Всевышнего), «дж» - «джурмул´абди» (грехи слуг Аллаhа) и «б» - «бирру Ллахи Та´аля» (Добро Аллаhа Всевышнего). И Аллаh говорит: «О, слуги Мои, Я сделал так, чтобы грехи ваши были заключены между Моей милостью и Моим добром».

У мeсяцa Рaджaб имeется нeскoлькo нaзвaний:

1) . Рaджaб Мудaр (Рaджaб плeмeни Мудaр),
2). Мунсил (Мaнсaл aл-Aсиннa) (устрaнитeль нaкoнeчникoв сo стрeл, кoпий и т.п.),
3). Шaхруллaх aль-Aсaмм (глухoй мeсяц Aллaхa),
4). Шaхруллaх aль-Aсaaб (Мeсяц щeдрoсти Aллaхa),
5). Aш-шaхруль-Мутaххир (мeсяц oчищeния),
6). Aш-шaхрус-Сaaбикъ (выдaющийся, предшествующий),
7). Aш-шaхруль-Фaрд (уeдинeнный, oдинoкий).

1)
Рaджaб Мудaр (Рaджaб плeмeни Мудaр). Кaким образом это нaзвaниe связано с мeсяцем Рaджaб, стaнoвится яснo из слeдующeгo хaдисa: «В гoду 12 мeсяцeв, 4 из кoтoрых свящeнны. 3 из них слeдуют пooчeрeднo друг зa другoм - Зуль-Kаaдa, Зуль-Хиджa, Мухaррaм, a чeтвeртый oтдeльнo oт них - этo мeсяц Рaджaб (плeмeни Мудaр), кoтoрый нaхoдится мeжду мeсяцaми Джaмaдa-Caни и Шaaбaн.» Taким oбрaзoм, было чeткo определено место Рaджaба мeжду мeсяцaми Джaмaдa-Caни и Шaaбaном.

Этo пoлнoстью oтрeзaлo путь к любoй пoпыткe пeрeнoсa (oтсрoчки) этoгo свящeннoгo мeсяцa, что прaктикoвaлoсь aрaбaми в дoислaмский пeриoд (пeриoд Джaхилии - нeвeжeствa). В те времена язычники-арабы прoсили глав племен пeрeнести мeсяц Мухaррaм нa Caфaр с цeлью нeсoблюдeния oпрeдeлeнных зaпрeтoв, нaклaдывaeмых oбязaтeльствaми свящeннoгo мeсяцa. Oб этoм упoминaeтся в Священном Коране, 9:37.

2) Мeсяц Рaджaб пoлучил нaзвaниe Мунсил (Мaнсaл aль-Aсиннa) (устрaняющий нaкoнeчники стрeл, кoпий и т. п.), тaк кaк aрaбы в пoдгoтoвкe к этoму мeсяцу удaляли oстpия нaкoнeчникoв сo свoих стрeл и вклaдывaли в нoжны мeчи и сaбли (т. e. нe испoльзoвaли иx) в знaк увaжeния к свящeннoму мeсяцу Рaджaб. Бoлee тoгo, в пeриoд джaхилии дaжe чeлoвeк,
собиравшийся совершить крoвную мeсть зa убитого рoдствeнникa, встретив врага в мeсяц Рaджaб, ничeгo нe прeдпринимaл, a, напротив, дeлaл вид, кaк-будтo oн eгo нe замечает. Что же касается запретности битв в этом месяце, то в этом существует разногласие между алимами. Большинство ученых-богословов говорят, что запретность этого была аннулирована. На это указывают имам Ахмад и другие имамы, а также это подтверждают поступки сподвижников (да будет доволен ими всеми Аллаh), которые не прекращали джихад в запретные месяцы.

3) Шaхруллaх aль-Aсaмм (глухoй мeсяц Aллaхa, в том смысле, что гнев Аллаха «не слышен» в Раджаб).
Уcмaн ибн Aффaн (да будет доволен им Аллах) однажды сказал пoслe хутбы: «Нaступил тихий мeсяц Aллaha. В этoм мeсяцe дoлжнo выплaтить зaкят, рaсплaтиться с дoлгaми и дaвaть милoстыню». (Т. е. этoт мeсяц ´глух´ к улoвкaм жeлaющих oтсрoчить выплaту зaкятa и др).

4) Шaхруллaх aль-Aсaaб - Мeсяц щeдрoсти Aллaхa.

В Хадисе сказано: «Тoт, ктo пoстится хoтя бы 1 дeнь в мeсяц Рaджaб, зaслужит oгрoмную милoсть и блaгoслoвeниe Aллaхa.

Пoстящийся 2 дня пoлучит двoйную нaгрaду, кaждaя из кoтoрoй рaзмeрoм с гoру.

Для пoстящeгoся3 дня будeт сoздaн oгрoмный рoв, oтдeляющий этoгo чeлoвeкa oт Aдскoгo oгня. И этoт рoв будeт нaстoлькo ширoким, чтo для того, чтобы пересечь его oт нaчaлa дo кoнцa, пoтpeбуeтся цeлый гoд.

Тoт, ктo пoстится4 дня будeт зaщищeн oт сумaсшeствия, слoнoвoй бoлeзни и пpoкaзы, и, чтo oчeнь вaжнo, будeт зaщищeн oт злa Дaджaля.
Тому, кто постится 5 днeй - будeт зaщищен oт нaкaзaния в мoгилe.

Тот, кто постится 6 днeй, будeт вoскрeшeн в Судный Дeнь с лицoм, сияющим ярчe и прeкрaснee, чeм пoлнaя лунa.

7 днeй - Aллaх зaкрoeт 7 двepeй Aдa, чтoбы этoт чeлoвeк нe пoпaл тудa.

8 днeй - Aллaх oткрoeт двeри Рaя для этoгo чeлoвeкa.

14 днeй - Aллaх нaгрaдит пoстящeгoся чeм-тo тaким пpepacным, o чeм ни oднa живaя душa нe слышaлa.

Тому, кто постится 15 дней в Рaджaб, Аллах даст такой статус, что ни один из приближенных ангелов и ни один из Пророков-посланников (миp им) не пройдет мимо этого человека, не сказав

«Поздравления тебе, так как ты спасенный и находишься в безопасности». Также сказал Абу Каллаба (да будет ему милость Аллаха): «В Раю замок для постящихся в Раджабе».

Те, кто постились16 дней, первыми увидят Всевышнего Аллаhа (особым видинием).

Человек, постившийся17 дней без труда перейдет через мост Сират (мост над Адом).

К тому, кто постился 18 дней придет Пророк Ибрагим, мир ему.

Тот, кто постился 19 дней станет соседом Пророка Адама, мир ему.

А если количество дней достигнет20 , смоются грехи этого человека.

Если же человек будет поститься все30 дней, Голос сверху скажет ему: » О Валияллаh (приближенный к Аллаhу), тебя ожидает большая радость в День, когда все будут опечалены его трудностью».

5) Aш-Шaхруль-Мутаххир - очищающий месяц. Постящийся в Рaджaб очищается от грехов.
Согласно хадису, переданному Имамом Хибатуллах ибн ал-Мубарак Ас-Cадати (да будет ему милость Аллаhа): «Постящийся 1 день в месяц Рaджaб получит саваб (награду) как за пост 30-ти лет».

«У постящегося в месяц Рaджaб вечером будут приняты не менee 10 ду´а (мольба, просьба) или же в Ахира (вечной жизни) ему будет приготовлено в награду гораздо лучше того, о чем он просил в своих ду´а».

Oгромный саваб обещан тем, кто постится весь месяц Рaджaб (или почти весь месяц).

Абдулла ибн Аз-Зубайр (да будет ему милость Аллаха) передал:«Кто избавит верующего от неприятностей в месяц Рaджaб, тому Аллаh даст место в Раю, инша Аллаh».

Хадис, переданный Анасом ибн Маликом (да будет доволен им Аллах): «Поститecь в месяц Рaджaб, так как пост в этот месяц пpинимaeтcя Аллахoм как ocoбый вид покaяния».

Многие из наших праведных предков постились этот месяц полностью. Из них Ибн Умар, Хасан Басри, Абу Исках Саби´и (да будет им милость Аллаха). Саври сказал: «Более всего я люблю поститься в запретные месяцы «. Однако такие имамы, как Ахмад и Шафи´и сказали, что нежелательно уподоблять какой- либо иной месяц Рамадану, соблюдая пост весь месяц.

Между тем, это не относится к тому человеку, который желает поститься несколько месяцев подряд.

6) Aш-шaхрус-Сaaбикъ - предшедствующий месяц. Означает, что Рaджaб является первым (предшествующим) священным месяцем. Один из великих вали Аллаха Зун-нун Мисри (да будет ему милость Аллаха) говорил: «В Раджаб посев, в Шаабан - полив, в Рамадан - уборка урожая. Раджаб- месяц прощения и милости, Шаабан - очищения и одухотворения, а Рамадан - приобретения благ».

Посланник Аллаhа (мир ему и благословение), кроме обязательного поста в месяц Рамадан, не постился так много ни в какие другие месяцы, как в Рaджaб и Шаабан.

Ибн Аббас (да будет доволен им Аллаh) передал слова Посланника Аллаhа (мир ему и благословение Аллаhа): «Рaджaб - месяц Аллаха, Шаабан - мой месяц, а Рамадан - месяц моей уммы (общины)».

7) Aш-шaхруль-Фaрд (уeдинeнный, oдинoкий). Это название объясняется тем, что Рaджaб находится отдельно от остальных трех священных месяцев. В хадиcах говорится по этому поводу: «В Райском Саду протекает река, название ее Рaджaб. Она белee молока и слаще (вкуснee) меда. И тому, кто постился хотя бы один день в месяц Рaджaб, Аллаh даст возможность удалить жажду из этой реки».
Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) передал: «В Раю находится такой дворец, куда никто не сможет войти, кроме теx, кто часто постился в месяц Рaджaб».

Особенно ценными являются первый день и первая ночь, первый четверг Раджаба, 15 день и 15 ночь и 27-ой день и ночь месяца Раджаб (в ночь с 26 на 27 Раджаба Пророк (мир ему) совершил Мирадж - вознесение).
Эти ночи желательно провести в молитвах и поминании Аллаhа, а дни - в посте. В хадисах говорится: «Тот, кто проведет первую ночь месяца Раджаб в поклонении Всевышнему, у того сердце не умрет, когда тело испустит дух. Аллах вливает ему добро через голову, и выйдет он из своих грехов, будто мать только родила его. Он получит право на заступничество и ходатайство (шафаат) за 70 тысяч грешников, которые должны были попасть в Ад».

Посланник Аллаhа (мир ему и благословение) передал, что в первую ночь Раджаба ду´а (просьбы) принимаются Аллаhом. Этой благословенной ночью Амина дочь Вахба понесла в своем чреве Мухаммада (мир ему) последнего Божьего Пророка. Также из хадисов по этому поводу: «Соблюдайте пост в первый, пятнадцатый и последний день месяца Раджаб и получите такое же вознаграждение, как за целый месяц поста, ибо оно записывается десятикратно. И не забывайте ночь на первую пятницу Раджаба»

Это Ляйлят-уль-Рагаиб - Ночь Рагаиб, - когда произошло бракосочетание родителей Пророка Мухаммада, мир ему, Абдуллы и Амины.

Первую ночь с четверга на пятницу (Ночь Рагаиб) в Раджаб очень рекомендуется проводить в ибадате, так как это ночь «Исполнения Желаний».
Вечером с 1 четверга на пятницу месяца Раджаб рекомендуется совершить следующий намаз : во время между намазом Магриб (Ахшам, вечерний) и намазом Иша (Ясту, ночной) (т.е. между 4 и 5 намазами) совершить намаз из 12 ракаатов, в каждом из них прочесть Аль-Фатиху 1 раз, Аль-Кадр 3 раза, Аль-Ихлас 12 раз. 12 ракаатов совершать по два (как в таравихе).
После намаза прочесть салават 70 раз «Аллаhумма солли ‘аля Мухаммадинин-Набиййиль-Уммиййи Ва ‘аля аалихи ва саллим».
Затем опуститься в саджда (земной поклон) и произнести 70 раз (в саджда) «Суббуухун Къуддуусун Раббиль-Маляяикати ва-р-Руух».
Затем поднять голову и произнести 70 раз «Рабби гфир ва рхам ва таджааваз ма та’лям фаиннакя Анта-ль-Азиизулъ-А’зам»
И, наконец, опуститься во 2-е саджда и произнести то же, что и в первом. А после этого, все еще находясь в саджда, попросить Аллаhа о желанном (т.е. личное дуа), и, инша-Аллаh, это дуа исполнится.
За этот намаз обещано огромное вознаграждение, прощение грехов, и этот намаз окажет огромную помощь в могиле и избавит от одиночества (в могиле).

Кроме прочего, передают, что в Раджаб Нух (мир ему) вошел в ковчег, Муса (мир ему) со своим народом совершил чудесный переход через море, покаяние Адама (мир ему) было принято, родился Пророк Ибрахим (мир ему), Иса (мир ему) и Али (да будет доволен им Аллаh).

В многих хадисах колоссальное значение уделяется раздаче садака (милостыни) в месяц Рaджaб и посвящению ночей поклонению Аллаху, молитвам и зикру. Желательно чаще в этот месяц читать суру «Ихляс».
Очень рекомендуется выполнение специального намаза в первый день, в середине и в последний день Раджаба. Этот намаз состоит из 10 ракаатов. В каждом ракаате читается «Аль-Фатиха» - 1 раз, затем «Аль-Ихлас» - 3 раза и «Аль-Кяфирун» - 3 раза. После последнего саляма в первый день Раджаба надо читать следующее:





Аллахумма ля маани´а ли ма а´тайта ва ля му´тиа ли ма мана´та ва ля янфа´у заль-джадди минкаль-джадд.

И после этого провести руками по лицу, как после любого ду´а.

В середине месяца Раджаб после последнего саляма надо читать следующее:

Ля иляха илляЛлаху Вахдах Ля шарика Лях
Ляхуль-Мульку ва ляхуль-хамд Юхьи ва юмиит
Ва хува Хаййю ля юмиитбия дихиль-кхайр
ва хува ´аля кулли шайин Къадиир.
Иляяхав-Ваахидан Ахадан
Самадан Фардан Витран
ляя яттакхизу саахибатав-ва ля валяда.

В конце месяца Раджаб после последнего саляма надо читать следующее:

Ля иляха илляЛлаху Вахдах Ля шарика Лях
Ляхуль-Мульку ва ляхуль-хамд Юхьи ва юмиит
Ва хува Хаййю ля юмиитбия дихиль-кхайр
Ва хува ´аля кулли шайин Къадиир.
Соллаллаху ´аля саййидина Мухаммадин ва ´аля
Аалихит-Таахириин
Ля хауля ва ля къуввата илля билляхиль-´Алиййиль-´Азыым.

http://madrasah2.ru/

Дорогие братья и сестры по милости Аллаха, с наступлением вечернего намаза (магриб) 28 марта 2017 года наступает благословенный месяц Раджаб, в связи с чем, мы публикуем ответы на часто задаваемые вопросы:

Дуа, читаемое в начале месяца Раджаб;

Пост в первые три дня месяца Раджаб;

Празднование ночи Рагаиб – достоверная ли это практика?..

и тому подобные.
1) Дуа, читаемое в начале месяца Раджаб

Вопрос:

Мы знаем, что есть дуа, которое читают в начале месяца Раджаб, однако некоторые люди считают, что оно недостоверное, и чтение его является новшеством. Как будет правильно?

Ответ:

Анас ибн Малик передает, что Пророк (салляллаху aлейхи ва саллям) читал следующее дуа, когда наступал месяц Раджаб:

اَللّٰهُمَّ بَارِكْ لَناَ فِيْ رَجَبٍَ وَشَعْبانَ وَبَلّغْنَا رَمَضَانْ

Аллахумма барик ляна фи Раджаба ва Шаъбана ва балигна Рамадан

О, Аллах, благослови нас во время (месяцев) Раджаба и Шаабана и помоги нам достичь Рамадана.

(Шу’абуль Иман, хадис 3534, Ибни Сунни, хадис 660, Мухтасар Заваид Баззар, хадис 662, также см. Аль-Азкар, хадис 549

Хадис считается слабым, однако ему можно следовать. Говорить, что это дуа является новшеством, есть крайность.

Имам Навави (рахимахуллах) сказал, что этот хадис имеет некоторую слабость (Аль-Азкар, хадис 549).

Хафиз Ибн Раджаб аль-Ханбали (рахимахуллах) сказал, что этот хадис подходит для доказательства достоинств этой практики (чтение дуа перед началом Раджаба) (Латаиф, с. 172).

Алляма Мухаммад Тахир аль-Фатани (рахимахуллах) говорит, что этот хадис слабый, но ему можно следовать в данном случае (Тазкиратуль Маудуат, с.117).

Следует сказать, что слабые хадисы, где приводится то или иное дуа, можно практиковать.

(Мустадрак Хаким, начало главы о дуа и Натаиджуль Афкар хафиза Ибн Хаджара, т.5, с.291)

А Аллах знает лучше.

2) Пост в первые три дня месяца Раджаб

Вопрос:

Достоверен ли следующий хадис о достоинстве поста в первые три дня месяца Раджаб:

«Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал:

“Пост в первый день Раджаба искупает грехи трех лет, пост во второй день искупает грехи двух лет, а пост в третий день искупает грехи за один год, в дальнейшем грехи одного месяца искупаются за каждый день поста”.

Ответ:

Абу Мухаммад Аль-Халля передает этот хадис с очень слабым иснадом, поэтому этот хадис не следует цитировать.

(См. Джамиу с-Сагыр, хадис 5051, Файдуль Кадир и Ат-Тайсир би шархиль Джами ас-Сагыр. Также см. Аль-Мугыр Ахмада Сиддика аль-Гумари).

Однако, Мулла Али Кари (рахимахуллах) пишет, что в общем нам следует соблюдать по возможности дополнительный (нафиль) пост в месяце Раджаб.

(Аль-Адаб фи Раджаб, с. 30)

А Аллах знает лучше.

Ответил: Муфтий Мухаммад Абасумар

3) Просьбы о прощении во время Раджаба

Вопрос:

Я получил недавно сообщение о конкретном истигфаре, который следует читать во время Раджаба и Шаабана. Есть ли основания у этого хадиса:

«Если кто-то прочтет следующий истигфар семь раз в день во время Раджаба и Шаабана, Аллах сообщит ангелам, которые записывают его дела, чтобы они разорвали книгу его грехов:

Астагфируллах азыми ллязи ла иляха илля хуваль хаййюль каййюму ва атубу илейхи таубатан ‘абдин залими линафсихи ла йамлики ли нафсихи маутан баля хайтан ва ля нушур».

Ответ:

Сообщение, о котором вы спрашиваете, приводится в некоторых книгах без иснада, поэтому я не могу прокомментировать его достоверность (см. Аль-адаб фи Раджаб, с. 39).

Раджаб является одним из четырех священных месяцев исламского календаря (аш-шухур хурум), так что человеку следует увеличить все формы поклонения в этом месяце, в том числе многократно произносить истигфар.

Мулла Али Кари (рахимахуллах) пишет, что его учителя многократно произносили истигфар в Раджаб (Аль-Адаб фи Раджаб, с.38).

А Аллах знает лучше.

Ответил: Муфтий Мухаммад Абасумар

4) Празднование ночи Рагаиб (ночь на первую пятницу Раджаба) – достоверная ли это практика?

Вопрос:

Во многих мусульманских странах принято отмечать т.н. Ночь Рагаиб или Ночь исполнения желаний. Считается, что это ночь, когда был зачат Пророк (салляллаху aлейхи ва саллям), поэтому Аллах дает верующим все, что они пожелают в эту ночь ради Своего любимого Пророка (салляллаху aлейхи ва саллям). В эту ночь мечети остаются открытыми всю ночь до рассвета, и верующие совершают особый намаз, салятуль-Рагаиб. Что вы можете сказать об этой практике?

Ответ:

Хадисы, где говорится о достоинствах особого намаза в ночь Рагаиб, были объявлены вымышленными большинством мухаддисов нашей уммы.

Следует воздержаться как от цитирования этих сообщений, так и от каких-то особых празднований или действий поклонения в эту ночь. Хафиз Ибн Раджаб (рахимахуллах) пишет:

«Нет никаких доказательств в пользу совершения особых действий поклонения, которые следует выполнять этой ночью. Хадисы, где сказано об особом намазе «салятуль-рагаиб», совершаемом в ночь на первую пятницу Раджаба, ложные и вымышленные. Эти действия считаются дурным новшеством (бид’а), по мнению большинства ученых. Такая практика (отмечать эту ночь) появилась впервые в пятом веке…». (Латаифуль Маариф, с.228).

Также см. Табинуль Аджаб Хафиза Ибн Хаджара, с. 7; Тазкиратуль Маудуат аллямы Мухаммада Тахира аль-Фатани, с. 116-117, Аль-Масну’ Муллы Али Кари, с..259, хадис 464, Аль-Асаруль Марфу’а шейха Абдуль Хай Лякнави, с.44 и 48; Раддуль Мухтар (Ибн Абидина), т.2, с.26.

А Аллах знает лучше.

Ответил: Муфтий Мухаммад Абасумар

5) Есть ли доводы, что ночь Ми’радж приходится именно на 27-е Раджаба?

Вопрос:

Есть ли доводы на то, что Ночь Ми’радж приходится именно на 27-е число месяца Раджаб?

Ответ:

Дата 27-ого Раджаба является наиболее популярной в качестве даты ночи Ми’раджа, и некоторые ученые придерживались мнения, что это событие произошло в эту ночь. Однако, в целом мнения ученых относительно этой даты разошлись, так что нельзя с уверенностью утверждать, что Ми’радж произошел именно в эту ночь.

Хафиз Ибн Хаджар Аскаляни (рахимахуллах) пишет, что ему известно более десяти мнений относительно даты Ми’раджа. (Фатхуль Бари, т. 7, с. 254-255, хадис 3887).

Один из муфассиров (толкователей Корана) Аль-Куртуби (рахимахуллах) предпочел мнение, что Ми’радж произошел в месяце Рабиуль-ахыр. (Тафсир Куртуби, т.5, с. 551).

Мухаммад Шафи (рахимахуллах) согласился с его мнением и сказал: «Мухаддисы не остановились на конкретной дате (Ми’раджа), хотя 27-е число Раджаба есть наиболее известное мнение» (Ма’арифуль Куран, т. 5, с. 443, также см. Сырат-и-Мустафа, т.1, с. 288).

Хафиз ибн Абдуль Барр (рахимахуллах) согласился, что это произошло в месяце Раджаб, и имам Навави согласился с его мнением в «Ар-Рауда».

Однако в своих фетвах и комментариях на Сахих Муслим имам Навави предпочел месяц Рабиуль-ахыр для этой даты, а иногда склонялся к мнению, что это произошло в Рабиуль-авваль.

Из вышесказанного ясно, что ученые не склонялись к какой-то конкретной дате. Это подтверждает муфтий Мухаммад Таки Усмани в своей книге «Исламские месяцы».

Мой учитель шейх, мухаддис Фадлюль Рахман Азами (хафизахуллах) пишет в краткой статье на тему Мираджа:

«Суть дела состоит в том, что невозможно утверждать какую-то окончательную дату для ночи Ми’радж».
А Аллах знает лучше.

Ответил: Муфтий Мухаммад Абасумар

6) Есть ли доводы на особое проведение ночи Ми’радж?

Вопрос:

У меня вопрос по поводу Ми’раджа: есть ли доводы из Корана или хадисов, что это событие произошло именно 27-ого числа месяца Раджаб? Есть ли какие-то действия поклонения, которые желательно совершать в эту ночь?

Ответ:

Большинство мусульман считают, что Пророк (салляллаху aлейхи ва саллям) вознесся на небо в 27-ю ночь месяца Раджаб. Есть несколько сообщений, которые подтверждают это мнение, однако есть и другие сообщения, в которых есть указания на другие даты. Так что у нас нет никаких определенных сведений, в какое время эта ночь имела место быть.

Аз-Зуркани (рахимахуллах) приходит пять различных мнений о том, в каком месяце мог произойти Ми’радж: это месяцы Рабиуль-авваль, Рабиуль-ахыр, Раджаб, Рамадан и Шавваль. Мухаддис Абдуль-Хакк Дехляви (рахимахуллах) отмечает, что большинство ученых считают, что скорее всего Ми’радж происходил в месяце Рамадан или Рабиуль-авваль.

Тот факт, что ученые не склоняются к какой-то определенной дате этого события, указывает, не существует каких-то особых действий поклонения, которые нужно совершать именно этой ночью. Если бы в совершении какого-то ибадата в эту ночь была бы какая-то особая заслуга, то, разумеется, сподвижники Пророка (салляллаху aлейхи ва саллям) передали нам сообщения об этом. Сахабы (да будет доволен ими всеми Аллах) сохраняли все подробности жизни нашего любимого Пророка (салляллаху aлейхи ва саллям), так что от них передавалось бы о какой-то особой практике поклонения, которую следует совершать этой ночью (если бы такая практика существовала). Если кому-то хочется провести эту ночь в поклонении, он может совершать любой ибадат, который желательно делать в любую ночь: совершать дополнительные намазы, читать Коран, зикр, совершать дуа и т.д. Однако, это не следует делать с убеждением, что за совершение ибадата в эту ночь будет какое-то особое вознаграждение.

И наконец, поскольку люди часто собираются в мечетях в эту ночь, имамам и ученым следует использовать это время, чтобы призывать людей к благому и предупреждать от зла, разъясняя правильное мнение об этой ночи.

(Фатава Махмудийя, 3/283-285, Фарукия), (Исламские месяцы, 49-63, Маариф).

А Аллах знает лучше.

Саджид ибн Шаббир, студент Даруль-ифта.

Проверено и одобрено муфтием Ибрагимом Десаи.

7) Есть ли доводы на желательность поста 27-ого Раджаба?

Вопрос:

Есть ли какие-то доказательства того, что желательно держать пост 27-ого Раджаба?

Ответ:

Ученые по хадису единогласны в том, что нет хадисов, которые подтверждают желательность поста в какое-то особое число месяца Раджаб.

Есть несколько хадисов, которые подтверждают общее достоинство поста в любой день месяца Раджаб, поскольку Раджаб – это один из четырех священных месяцев. Любой ибадат, совершенный в один из этих месяцев (Раджаб, Зуль-када, Зуль-хиджжа, Мухаррам) будет более ценным.

(Табийнуль Аджаб, с.7-11, Латаифуль Маариф, с. 228, Аль-Адаб фи Раджаб, с. 25).

В свете вышеизложенного нужно отметить, что человек, иншаАллах, будет вознагражден за пост в любой день Раджаба, но не следует считать, что в пост именно 27-ого Раджаба будет какое-то особое вознаграждение.

Один из моих учителей, шейхуль-хадис Фадлюль Рахман Азами (хафизахуллах) написал в статье о Мирадже:

«Что касается поста в месяце Раджаб: нет достоверных хадисов, которые подтверждают достоинства поста в какой-то из его дней. Однако, существует несколько вымышленных или крайне слабых хадисов, где говорится о достоинствах поста в Раджаб. Алляма Суюты (рахимахуллах) записал такие хадисы и указал на их слабость.

А Аллах Тааля знает лучше.

Ответил: Муфтий Мухаммад Абасумар

8) Хадис об облегчении положения верующего в месяце Раджаб

Вопрос:

Пожалуйста, проверьте следующий хадис:

«Тот, кто облегчает страдания мусульманина в месяце Раджаб, тому Аллах дарует дворец в раю».

Ответ:

Хафиз Ибн Хаджар (рахимахуллах) назвал текст этого хадиса вымышленным. Так что хадис нельзя приводить в качестве цитаты.

(См. Табиинуль Аджаб ‘Хафиза Ибн Хаджара, стр. 27, хадис: 12)

И Всевышний Аллах знает лучше

9) Вымышленный хадис о месяце Раджаб

Вопрос:

Достоверен ли следующий хадис:

Пророк (салляллаху ‘алейхи ва саллям) сказал:

«Раджаб является месяцем, в котором Аллах умножает добрые дела. Поэтому тот, кто постится один день во время Раджаба, подобен тому, кто постился целый год; и для того, кто постится семь дней, закрываются семь врат Ада; и для того, кто постится восемь дней, открываются восемь врат Рая ему; и тот, кто постится десять дней, получит все, чего бы он ни попросил у Аллаха. И о том, кто постится пятнадцать дней в нем, будет глас с небес: «Поистине, тебе было прощено все, что ты совершил (плохого) в прошлом, так что умножай свои добрые дела». Во время Раджаба Аллах ввел Нуха (мир ему) в ковчег на шесть месяцев, последний из которых пришелся на день ‘Ашура, когда он (ковчег) остановился на горе Джуди, и Нух постился вместе со всеми, кто был с ним, и даже животные (держали пост в этот день) в благодарность Аллаху…».

Ответ:

Имам Табарани (рахимахуллах) и другие мухаддисы записали это сообщение.

(Аль-Муджамуль Кабир, хадис 5538)

Имам Байхаки (рахимахуллах) отрицал подлинность этого хадиса. Хафиз Захаби (рахимахуллах) классифицировал хадис как выдуманный. Так что ссылаться на этот хадис нельзя.

А Аллах знает лучше.

Ответил: муфтий Сухайл Мотала

Проверил: муфтий Мухаммад Абасумар

Месяц раджаб является седьмым месяцем лунного календаря. Самоназвание «раджаб» образовано от слова "ар-руджуб", что означает "возвеличивание". Так, именно в месяце раджаб имели место события, известные всем мусульманам как аль-Исра и аль-Мирадж (Ночное переселение Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) из Мекки в Иерусалим и оттуда вознесение на небеса). Месяц раджаб ещё называют раджабом Музара (в честь одного из предков Пророка(мир ему и благословение) потому, что именно его племя не смещали этот месяц, в отличие от других арабов, которые, не желая останавливать войну, переносили раджаб на другой месяц.

Наступление месяца Раджаб дает надежду влюбленным на повторное рождение и новую жизнь. Раджаб открывает новую главу в Книге жизни, переполненную нежным ароматом поклонения.

Пророк Мухаммад (да благословит Аллах его и его семейство!) с наступлением месяца раджаб поднимал руки в молитве и, воздав хвалу и славу Аллаху, произносил 30 раз «Аллах Велик» и «Нет божества, кроме Аллаха» и говорил: «Месяц раджаб - месяц покаяния для моей уммы. В этот месяц много просите о прощении грехов, так как Аллах - Всепрощающий и Всемилостивый».

Месяц раджаб является одним из священных, запретных месяцев, о которых Всевышний в Коране сказал:

إِنَّ عِدَّةَ الشُّهُورِ عِنْدَ اللَّهِ اثْنَا عَشَرَ شَهْرًا فِي كِتَابِ اللَّهِ يَوْمَ خَلَقَ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضَ مِنْهَا أَرْبَعَةٌ حُرُمٌ ذَلِكَ الدِّينُ الْقَيِّمُ فَلَا تَظْلِمُوا فِيهِنَّ أَنْفُسَكُم

"Воистину, количество месяцев, которые перечислены на Хранимых Скрижалях- двенадцать со дня создания физических тел и времени. Четыре из них запретные: зуль-каада, зуль-хиджа, мухаррам и раджаб. И эта запретность- верный путь, путь Ибрахима и Исмаиля (мир им), так перенимайте же это от них. И не притесняйте самих себя, совершая греховное во время этих четырёх месяцев, поскольку грех в них тяжелее, чем в иные времена..." ("Ат-Тавба", аят 36).

وروى البخاري ومسلم عَنْ أَبِي بَكْرَةَ رضي الله عنه عَنْ النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ : (السَّنَةُ اثْنَا عَشَرَ شَهْرًا , مِنْهَا أَرْبَعَةٌ حُرُمٌ , ثَلاثٌ مُتَوَالِيَاتٌ : ذُو الْقَعْدَةِ وَذُو الْحِجَّةِ وَالْمُحَرَّمُ , وَرَجَبُ مُضَرَ الَّذِي بَيْنَ جُمَادَى وَشَعْبَانَ ) .

В хадисе, приводимом имамами аль-Бухари и Муслимом от сподвижника Абу Бакрата (да будет доволен им Аллах), говорится: "Год состоит из 12 месяцев, четыре из которых являются запретными, три из которых идут подряд: зуль-каада, зуль-хиджа, мухаррам и раджаб Музара, который между джумада и абаном" . ("Сахих аль-Бухари" № 6893; "Сахих Муслим" № 3179).

Одна женщина в месяц раджаб в мечети «Аль-Акса» каждый день 12000 раз читала суру «Ихлас» В этот месяц она накидывала на себя шерстяную ткань. Заболев она завещала сыну похоронить ее с этой тканью. После смерти ее завернули в саван и похоронили. В эту ночь он увидел мать во сне и она сказала: «Я не довольна тобой,ты не выполнил мое завещание». Проснувшись,он взял эту ткань и пошел выкопать ее. Вскрыв могилу и не найдя свою мать в ней,растерялся,затем услышал голос: « Разве ты не знал,что того,кто постился ради Меня в месяц Раджаб, Я не оставлю одного в могиле?»

Ночь Рагаиб

Ценна каждая ночь месяца раджаб, ценна также каждая пятница. Первый четверг месяца раджаб также желательно поститься, а ночь после четверга, то есть, первую пятничную ночь месяца раджаб, желательно провести в ибадате и всенощном бдении. Эта ночь имеет название Лайлат-уль-Рагаиб. В эту ночь состоялось бракосочетание родителей Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Еще ее называют Ночью Благоволения, потому что в эту ночь Всевышний проявляет благосклонность, оказывает милости Своим рабам. Молитва, совершенная в эту ночь, не отвергается. За намаз, пост, милостыню и прочие богослужения, совершенные в эту ночь, воздается многократная благодать.

Слово «рагаиб» в переводе означает: «Надежда на прощение Аллаха, Его Милость к Своим рабам, а также исполнение просьб и молитв».

В этой ночи и в этом дне заключено столько мудрости, что мы и представить себе это не можем. Поэтому по возможности и в силу знаний каждого мусульманина, эту ночь необходимо проводить в богослужениях, нужно раскаиваться в допущенных грехах, просить прощения у Аллаха, возмещать пропущенные намазы, раздавать садака, помогать бедным, радовать детей и дарить им подарки, общаться с родителями, родными и близкими, читать молитвы (ду"а) за них.

Как-то наш любимый Пророк (мир ему и благословение) говорил о достоинствах ибадата в месяц раджаб. Один пожилой человек, живший во времена Пророка (мир ему и благословение), сказал, что не может поститься в течение всего месяца раджаб. Пророк (мир ему и благословение) на это ответил: «Ты постись первый, пятнадцатый и последний дни месяца раджаб! Получишь благодать, равную месячному посту. Ибо благодати записываются в десятикратном количестве. Однако не забывай о ночи на первую пятницу славного раджаба».

Исра валь-Мирадж

В ночь на 27 раджаба свершилось чудесное Вознесение и Небошествие нашего Пророка (мир ему и благословение) - Аль-Исра’ ва-ль-Ми‘радж. 27-го раджаба также желательно соблюдать пост.

В эту ночь Пророка (мир ему и благословение), спящего у Каабы, разбудил громкий призыв: «Проснись, спящий!». Открыв глаза, Пророк (мир ему и благословение) увидел ангелов Джабраила и Микаила в красивых белых одеяниях, расшитых золотом и жемчугом. Рядом с ними стояло красивое верховое животное, похожее на лошадь, но с крыльями. Это был Бурак. Пророк (мир ему и благословение) сел на Бурака и мгновенно перенесся (аль-Исра) на север. Они остановились, и ангел Джабраил повелел Мухаммаду (мир ему и благословение) совершить намаз, а после сообщил, что это земли Медины, куда он совершит хиджру (переселение). Следующую остановку они сделали у горы Тур (Синай), на которой находился пророк Муса (мир ему), когда с ним говорил Всевышний. Здесь Посланник Аллаха (мир ему и благословение) опять помолился и перенесся в Бейт Лахм (Вифлеем), где родился пророк Иса (мир ему). Здесь наш Пророк (мир ему и благословение) снова вознес молитву Аллаху. Затем он перенесся в Иерусалим, к Храмовой горе. В Отдаленной мечети (Байт-уль-Мукаддас) Посланник Аллаха встретился со всеми пророками, в числе которых были Ибрахим (мир ему), Муса (мир ему) и Иса (мир ему), и совершил с ними джамаат-намаз (коллективную молитву в качестве имама - руководителя молитвы).

Выйдя из храма, он увидел, как с неба опускается освещенная неземным светом лестница, и мгновенно поднялся по ней к небесам (аль-Ми"радж). Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) вознесся сначала к семи Небесам, а затем на такую высоту, на которую не возносился никто из сотворенных.

Аль-Исра валь-Ми"радж является особым почетом, оказанным Всевышним только нашему Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение).

В Ми"радже Пророк (мир ему и благословение) увидел множество чудес, непостижимых для разума людей. Ему показали воздаяния людям, соответствующие их деяниям.

Пророк (мир ему и благословение) также увидел небесную аль-Каабу - обитаемый дом, Рай, Ад, Арш, Курс и многое другое.

На каждом небе он встречал приветствующих его пророков, а затем говорил с Аллахом без преград. В эту чудесную ночь Всевышний возложил на мусульман обязательный (фарз) ежедневный пятикратный намаз. Спустившись, Мухаммад (мир ему и благословение) сел на Бурака, и в тот же миг вернулся туда, где был разбужен.

От Айши р.hа передано: «Все люди в Судный День будут чувствовать сильный голод и жажду,кроме пророков и их близких и постящихся в месяц Раджаб,Ша"бан,и Рамадан. Поистине,они не почувствуют ни голода,ни жажды».

В хадисе говорится: «Помните,Раджаб-месяц Всевышнего;кто будет соблюдать пост хоть один день в Раджабе,тем Всевышний будет доволен».

В другом хадисе говорится: «Пять ночей,когда не отказывают в просьбе: первая ночь Раджаба,ночь в середине Шабана, в ночь на пятницу и обе ночи ида (Ураза-байрам и Курбан-байрам).

Дай Аллаh чтобы Он сделал нас из числа тех рабов, которые уважают и почитают месяц Раджаб, из числа тех рабов, которые просят прощения своих грехов в месяце Раджаб. Аминь!

Раджаб – первый из трех священных месяцев величайшей милости Всевышнего Аллаха к Своим рабам (Раджаб, Шабан и Рамадан). Раджаб – один из четырех запретных месяцев (Раджаб, Зуль-Каада, Зуль-Хиджа, Мухаррам). Это один из месяцев паломничества в Мекку.

В месяц Раджаб отмечают две священные ночи: Лайлат аль-Рагаиб и Лайлат аль-Мирадж .

Поклонение

Посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: «Рaджaб – месяц Аллаха, Шабан – мой месяц, а Рамадан – месяц моей уммы» (Ибн Аббас). В Раджаб очищают душу от зла, совершают добрые деяния, читают Священный Коран, шахаду , истигфар , дуа , зикр , салаваты , совершают специальный намаз.

Анас бин Малик, да будет доволен им Аллах, свидетельствует, что при наступлении Раджаба Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, произносил следующее дуа :

اَللَّهُمَّ بَارِكْ لَنَا فِى رَجَبَ وَشَعْبَانَ وَبَلِّغْنَا رَمَضَانَ

«О Аллах! Одари нас баракатом (изобилием) в Раджабе и Шабане и позволь достигнуть Рамадана» (Ахмад ибн Ханбаль, аль-Муснад 1/259).

Посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал, что тех, кто проводит первую ночь Раджаба в поклонении и послушании, Всевышний одарит своей милостью и очистит от грехов.

Аллах милостив к тем, ктов этом месяце держит пост и поклоняется Ему. Дуа постящегося в Раджаб быстро принимаются, поэтому перед разговением в дуа просят Аллаха принять пост и передать саваб (награду) за него умершим (родным и близким) и страдающим мусульманам.

Месяц Раджаб помогает искреннему мусульманину погрузится в атмосферу ежегодной духовной перезагрузки, осмыслить уровень своей набожности и благодетели, начать подготовку к священному месяцу Рамадан укреплением этих необходимых для поста качеств. Прекрасная возможность для ухода от всех конфликтов и отдаления от грехов, пагубность которых в это время многократно увеличивается.Хорошая тренировка для силы воли верующего, которая так понадобится ему в месяц поста, чтоб достойно пройти испытание.

Слово "Раджаб" означает «почитание», «уважение», «возвеличивание». Арабы всегда уделяли особое внимание месяцу Раджаб, проявляя к нему уважение. С наступлением этого месяца, прекращались все междоусобные конфликты и войны, которые были традиционным явлением для арабов в доисламский период. В это время над пустынями Аравийского полуострова воцарялись мир, безопасность и спокойствие.

Месяц Раджаб является седьмым месяцем года по лунному календарю, он входит в число четырех месяцев, которые в Коране именуются запретными. Запретными месяцами считаются: Зулькада, Зульхиджа, Мухаррам и Раджаб.

«Воистину, число месяцев у Аллаха - двенадцать. Так было записано в Писании в тот день, когда Аллах сотворил небеса и землю. Четыре месяца из них - запретные. Такова правая религия, и посему не поступайте в них несправедливо по отношению к себе» (9:36).

«Они спрашивают тебя о сражении в запретный месяц. Скажи: «Сражаться в этот месяц - великое преступление» (2:217).

Посланник Аллаха вначале этого месяца делал следующее дуа: «О, Аллах! Сделай для нас благими и благословенными месяцы Раджаб и Шаабан, и помоги нам достичь месяца Рамадан». А также говорил: «Раджаб – месяц Аллаха, Шагбан – мой месяц, а Рамадан – месяц моей уммы (общины)».

По этой причине в этом месяце верующие уделяют еще большее внимание совершению поклонений и хороших поступков. Мусульмане, которые проводят запретные месяцы в поклонении, получают от Всевышнего Аллаха особые награды в этой и будущей жизни, о чем говорили видные сподвижники, в числе которых Ибн Аббас: «Аллах выделил из двенадцати месяцев четыре, сделав их запретными, возвеличив их значение. И Он сделал так, что за грехи в эти месяцы больше наказания, а за благие деяния награда выше!» .

Пост в месяц Раджаб

Ученые ислама писали в своих книгах о том, что Раджаб является месяцем посевов, совершения благих деяний, поклонений и покаяния. Шагбан является месяцем полива и ухода за этими посевами. А месяц Рамадан является месяцем сбора урожая. Значит, месяц Раджаб является первым шагом, на пути подготовки к месяцу Рамадан.

Среди них известный религиозный деятель Зиннун аль-Мисри , слова которого приобрели широкую известность среди мусульман, передается, что в его трудах есть следующее высказывание: «Раджаб – это месяц посева, Шаабан – это месяц полива, а Рамадан – это месяц сбора. Каждый пожнет то, что посеет, и увидит последствия своих действий. Тот, кто откажется от посева, будет испытывать сожаление при наступлении времени сбора урожая. А в судный день окажется в очень тяжелом положении» .

За исключением месяца Рамадан, посланник Аллаха больше всего проводил времени в посте в месяце Раджаб. Однако чтобы не уподоблять этот месяц месяцу Рамадан, он проводил в посте не весь месяц Раджаб. В риваяте, переданном от Ибн Аббаса говорится: «В некоторые годы посланник Аллаха так долго постился в месяце Раджаб, что мы думали, что он уже никогда не прервет свой пост. А в некоторые годы он так долго не приступал к посту в месяце Раджаб, что мы думали, неужели он вообще не будет поститься» (Бухари, Муслим) .

О том как правильно относиться к посту в месяц Раджаб ИА Инфо Ислам рассказал Дамир хазрат Мухетдинов , Первый заместитель председателя и руководитель аппарата ДУМРФ:


Источник фотографии: samtatnews.ru

«Среди мусульманских народов, месяц Раджаб принято считать первым месяцем благословенного периода, имеются в виду месяцы Раджаб, Шаабан и Рамадан, а так же десять дней Шавваля. Пост и благодеяния в эти дни объединяются в сто дней непрерывного служения Аллаху. Однако в трудах татарских богословах очень серьезно обсуждалась тема поста вне месяца Рамадана. Так в книге «Джавамигул калим» муфтия Ризаэтдина бин Фахретдина написано, что относительно дополнительного поста в месяц Раджаб нет прямого указания и отсутствует серьезная фундаментальная основа, поэтому призывать к посту своих детей и паству очень сомнительно.

Я считаю необходимым, прежде всего, делать акценты на пост в месяц Рамадан и на те формы поста, которые имеют под собой неопровержимую доказательную базу, я имею в виду пост в понедельник и четверг, середину лунного месяца.

При этом мусульмане должны иметь объективное представление о месяце Раджаб. Есть люди, для которых слова великих суфиев, таких как Зинун аль Мисри, являются указанием к действию, они имеют на это полное право. Но и пророк Мухаммад, давая наставления своим сподвижникам, подходил к этому вопросу индивидуально, учитывая особенности их внутреннего мира. Кого-то он ограничивал пятикратной молитвой, а кому то рекомендовал совершение дополнительной молитвы тахаджут.

Многие мусульмане, в последние несколько лет не были готовы физически к соблюдению поста в жаркие летние дни, посему важнее доводить до мусульман, что возмещение пропущенных обязательных постов (када) прошлых лет, более важно, чем соблюдение дополнительных. Поститься, потому что все постятся абсолютно недопустимо, ведь пост это не бездумное оставление пищи и воды, а в первую очередь оставление дурных помыслов, слов и дел. Эту грань мусульманам стоит четко разделять, и не увлекаться за модой. Артикуляции типа «Все же держат», «Так принято, и я буду так держать», не должны стать доминантой в выборе человека на духовный подвиг ограничения во всем и вся.

Ночь Рагаиб

Именно в месяце Раджаб произошли два важных события, которые оставили след на истории всего человечества. В первую пятницу месяца, которую называют ночь Рагаиб, произошло бракосочетание родителей пророка Мухаммада, а в ночь на 27 число месяца раджаба «Перенос и вознесение» Пророка, которое в оригинале звучит как «Исра ва-ль-Миградж».

По поводу ночи рагаиб и осуществления специальных богослужений, в среде мусульманских богословов не существует однозначного мнения. Вот как по этому поводу в интервью журналисту ИА Инфо-Ислам высказался Ректор Московского Исламского Университета Дамир Зинюрович Хайретдинов :


Источник фотографии: dumrf.ru

Со второй половины XI века в мусульманском мире стали отмечать ночь Рагаиб. Очевидно, что предания, повествующие о зачатии Пророка в ночь Рагаиб, о воздаянии за соблюдение поста в первый четверг раджаба и совершение особого ночного намаза под названием намаз Рагаиб, о множестве достоинств этой ночи - являются вымышленными. Когда факих шафиитской школы шейх-уль-ислам Иззуддин ибн Абдуссалам в XIII веке выступил против празднования ночи Рагаиб, правитель Египта мамлюкский султан запретил совершение особого богослужения в мечетях и проведение торжеств по этому случаю.

Подобные споры наблюдались и в последующие периоды и имеют место и в наши дни. Разумеется, нет никаких препятствий для проведения этой ночи за чтением Корана, в молитвах, поминаниях, размышлениях и беседах. Вероятно, само появление этой ночи в мусульманском календарном цикле было связано с распространенными в ту эпоху шиитскими и суфийскими воззрениями (так, в месяце раджаб имеется множество дат, связанных с рождением и смертью шиитских имамов и их родственников).

Ректор другого исламского образовательного учреждения - Исламского колледжа Московской области - Камалов Инсаф Ильгизович видит пользу в том, чтобы провести ночь рагаиб в дополнительном поклонении:

С первых дней месяца Раджаб мы побуждаем наших студентов совершать дополнительный пост в начале, середине и конце месяца Раджаб. Ведь пророк Мухаммад сказал: «Раджаб - месяц Всевышнего, кто будет соблюдать пост хоть один день в этом месяце, тем Аллах будет доволен».

Это дисциплинирует и становится хорошей подготовкой к посту в месяц Рамадан. В первую пятничную ночь месяца Раджаб наступает великая ночь рагаиб, которая считается ночью бракосочетания родителей пророка Мухаммада. В эту ночь следует совершать как можно больше поклонения, читать Священный Коран.

Мы в семье, а так же с прихожанами и со студентами колледжа в этот день вспоминаем нашего любимого пророка и его родителей Абдуллу и Амину, произносим салаваты и поем мунаджаты. Мы совершаем коллективную молитву за пророка и всю мусульманскую общину, а так же совершается специальный Тасбих-намаз. Мы стараемся делать этот день особенным, праздничным и запоминающимся для наших прихожан.


Источник фотографии: vk.com

Раджаб – это месяц покаяния, в котором мусульманин должен раскрыть свое сердце, и признав все свои ошибки и совершенные грехи, искренне попросить прощения у своего Господа, и встать на Его путь, обещая впредь не совершать подобного. Так же месяц Раджаб называют «мутаххар» - очищающий, это название коснется тех, кто проводит этот месяц в посте и дополнительных богослужениях. У того мусульманина, сердце очищается от темных пятен своих грехов и ошибок – говорит Ректор Исламского колледжа Московской области Камалов Инсаф Ильгизович .

Исра валь Миградж

Раджаб это месяц, в котором произошло наверное одно из самых удивительных событий не только в жизни заключительного Божьего посланника, но и вообще в истории всего человечества с начала его времен – Исра валь Миградж. Примечательно, что оно произошло в самое трудное время выполнения пророческой миссии, в «год скорби»,именно тогда, когда Посланник Аллаха и верующие больше всего нуждались в содействии Аллаха.

В череде таких испытаний проявилась наивысшая милость Всемилостивого – Аллах призвал к Себе своего раба, говорил с ним, показал великие знамения, устроил ему встречу с предыдущими пророками и вменил его умме совершать великое поклонение-Намаз. Это единственное из обязательств возложенных на мусульманскую умму, которое было вменено без посредничества ангела Джабраила, а лично Господом своему рабу, и не на земле, а на небесах. - отмечает Дамир хазрат Хусаинов Председатель Совета улемов ДУМ СПб и ЛО.

Источник фотографии: Личный архив

Через эти события сам посланник Аллаха был показан вселенной и скрытому миру(сокровенному) как Знамение. Приверженцам религии покорности Единому Богу хоть и не дана такая степень близости к своему Господу, но именно посредством искренней и одухотворенной предписанной молитвой мусульмане совершают свой «миградж» (вознесение)к Господу миров.

И да будет мир над пророком Аллаха Мусой, который явился причиной для облегчения этого великого поклонения, в силу своей заботы об умме заключительного посланника Аллаха Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Ведь благодаря ему количество предписанных обязательных молитв для верующих снизилось с 50 до 5. И при том, что воздаяние за оставшиеся в итоге 5 молитв такое же, каким и было предписано до этого за 50.Хвала аллаху, который сделал такую благодать в молитве! Это, поистине, одно из лучших проявлений любви и милости Господа к своим творениям.

И каждый полюбивший своего Господа в итоге обязательно встретится с ним. Пророку Мусе пожаловали встречу с Аллахом на горе Синае, ему сообщилось куда прийти для встречи, тогда как благословляемому пророку Мухаммаду послали ангела и верховое животное (Бурака) , чтобы доставить его на встречу.

На встречу Любимый любимого в миг один доставил, А салику, же путь указав, дойти самому предоставил.

Молим Всевышнего, чтобы мусульмане всего мира в эти благословенные месяца, своей любовью и рвением в делах благочестия заслужить любовь Аллаха. И да сбудется мольба нашего любимого пророка: «О, Аллах! Сделай для нас благими и благословенными месяцы Раджаб и Шаабан, и помоги нам достичь месяца Рамадан»