Почему человек делает то хочет. Хочу, могу, но не делаю

Так получилось, что тесть и теща у меня доктора педагогических наук. Что приводит к тому, что волей-неволей начинаешь постигать различные полезные методики:)

Однажды, после какого-то ученого совета за виски чаем на кухне тесть говорит: Саш, а вот как ты считаешь, почему люди чего-то не делают?

Честно сказать, вопрос поставил меня в тупик. Я начал фантазировать: ну, обстоятельства мешают, черты характера, недостаток опыта…

Не-не, сказал, тесть, все не так. Если люди чего-то не делают, для этого может быть 4 причины. После чего мой арсенал управленческих инструментов пополнился еще одним. И именно об этом инструменте мы сегодня поговорим, а заодно разберем несколько историй из реальной жизни:

  • Почему менеджеров проектов надо пересаживать в отдельное здание
  • Что делать, когда ваш заказчик не пользуется вашей системой отчетов
  • Как раскачать low-performer’а

Итак, если человек не делает того, что вы от него хотите (или делает не то, или не так), не надо сразу кидаться его убивать решать проблему. Давайте возьмем паузу. Ведь если человек ведет себя не так, как мы от него хотим, для этого всегда может быть одна из 4 причин:

1. Нечеткая цель (понял по-своему)

Помню, еще в Intel говорю своему сотруднику: Макс, посмотри статические анализаторы. Макс говорит, мол не вопрос, и уходит. Приходит через 3 дня. Я:
- Ну как?
- Посмотрел.
- И…?
- Вот таблица…

Я чуть его не убил. Мне нужно было, чтобы человек нашел бесплатный статический анализатор Java кода и прикрутил его к нашей системе контроля версий.

Макс понял задачу по-своему - что нужно провести сравнительный анализ доступных статических анализаторов. Человек скачал и установил все эти анализаторы, придумал метрики для сравнения, нашел тестовые примеры. Три дня он занимался довольно осмысленной деятельностью. А я, как его менеджер, в итоге остался недоволен.

Если я сейчас спрошу вас, кто виноват в этой ситуации, вы, вероятно, обвините меня. И здесь позвольте не согласиться:)

В нечетких задачах можно обвинять менеджера, когда вы являетесь сотрудником. Но когда задачу ставят вам, не всегда можно сказать своему начальнику потом: ну ты там как-то соберись, научись нормально задачи-то ставить…

Делегирование задачи - это всегда игра двух или большего количества людей. И если бы я уточнил у Макса, как он понял задание, этой ситуации бы не возникло. Но если бы Макс сам переуточнил бы у меня постановку задачи - этой ситуации тоже бы не возникло.

2. Не умеет (сюда же отнесем: не знает)

Человек может не уметь делать то, что мы от него хотим. При этом он может добросовестно заблуждаться, что он умеет (“в крайнем случае разберусь”). “Если я писал виртуальные машины, неужели я презентацию в PowerPoint’е не сделаю?..” - и ведь сделает. Другое дело, что ее никому нельзя будет показывать, но это другая история…

Есть ровно один случай, когда мы на 100% можем быть уверены, что человек умеет что-то делать. Если он уже неоднократно успешно (тут важны оба слова) делал аналогичные задачи, и вы это видели.

Если человек может рассказать, как делать задачу - это безусловно лучше, чем если он не может рассказать. Но это не является гарантией того, что он умеет. Я могу достаточно подробно рассказать. как ломать кирпичи рукой. Но в реальности, боюсь, победит все равно кирпич.

Поэтому если вы не видели, как человек делает задачу, то на этапе постановки хорошо бы договориться о виде и частоте контроля. “Дружище, мы с тобой задачи такого типа раньше не делали, поэтому давай я к тебе будут заходить каждые 3 минуты два дня и будем смотреть, что получается и как движемся?”

3. Не может

Здесь речь идет о нехватке ресурсов. Прежде всего, времени. Например, вы поставили задачу человеку, а он работает в нескольких проектах. И вот вы ушли. После вас к нему заглянули еще два менеджера, и сильно намотивировали человека на исполнение именно их задач. Вы приходите -ваша задача не сделана. Почему, ведь “мы же договаривались” и “ты же обещал”? Не хватает ресурса.

Или если предложить инженеру поотлаживать сурового корпоративного Enterprise монстра на 386 компьютере, где монстр только запускается 20 минут - вероятно, тоже задача будет двигаться не быстро.

4. Не хочет

По какой-то причине человек не хочет делать задачу. Может быть, вы ему не нравитесь. Или он искренне не понимает, зачем нужно делать эту задачу. Или он не согласен с принятым решением. Тут причин может быть много.

Как пользоваться инструментом?

Интуитивно, мы часто начинаем с 4-й причины и пытаемся найти решение по ней. “Как бы мне замотивировать сотрудника делать A, B и C” - вероятно, самый популярный запрос на наших тренингах.

Эй, погодите, вопрос-то точно в мотивации? Давайте вначале закроем первые 3 причины. Если они не закрыты (нет у вас такой уверенности) не надо пока идти и решать “не хочет”. Это непросто, и на эту тему есть другие инструменты (раз и два).

Но иногда доходит до смешного.

Случай из жизни. Звонит как-то технический директор одной крупной компании:

Саша, есть вопрос, хочу посоветоваться. У меня менеджеры проектов не думают о стратегии своих проектов. Я их по этому поводу хочу пересадить в соседнее здание и вот решил с тобой посоветоваться, поможет или нет.

В этот момент мой мозг развалился напополам. Помните, как в КВН?

Выбегает человек на сцену:
- Мужики, там Леша в лифте застрял, дайте 500 рублей!
- Не вижу связи…
- А и не надо… “Леша в лифте застрял” - информация, “дайте 500 рублей” - просьба.

Начинаем разбираться. Ситуация получается примерно следующая. В компании были команды исследований и разработок. В каждой команде были инженеры и были самые инженеристые инженеры - технические лидеры. Этих лидеров теперь сделали менеджерами проектов. Они отвечают за команду исследований, команду продуктизации, валидации + заведуют техническим писателем, системным аналитиком и кем-то там еще в рамках своего проекта.

И вот, говорит, проблема! Они сидят, как и сидели, в одной комнате со своими инженерами. И те отрывают их по своим инженерным вопросам. В итоге, менеджеры не думают о стратегии проекта. Я хочу пересадить их в отдельное здание.

Хмм, картина становится более понятной… И вот тут я неожиданно вспоминаю про 4 причины.

Подожди, говорю, если менеджеры не думают о стратегии проекта, для этого может быть одна из четырех причин:

1. Они не понимают, чего ты от них хочешь. Ты им говоришь: думайте о стратегии проекта? Что им делать? Им надо как-то напрячься, покраснеть, припотеть? Как ты поймешь, что они думают о стратегии? По каким признакам?

Ты можешь хотеть от них план стратегического развития проекта. Это четкий запрос. Или ты хочешь, чтобы они время от времени приносили тебе идеи о стратегическом развитии проекта? Это другой запрос. Ты чего от людей конкретно хочешь, ты им озвучивал?

Может быть, имеет смысл им какую-то книжку подарить на эту тему? Или семинар провести? Или ты сам им расскажи. как писать стратегические планы, если ты сам умеешь.

3. Как у людей с загрузкой по времени? Раньше они руководили пятью инженерами, теперь у них в подчинении целая толпа. И ты, наверное, от них еще релизов каких-то требуешь? Как у них со временем?

4. Люди вообще хотели быть менеджерами проектов? Или не смогли тебе отказать?

Тяжело отказывать начальнику, который приходит и говорит: “Друзья, у нас грядет важнейшее преобразование в компании. Единственные люди, на кого я могу положиться - это вы!” Вряд ли кто-то в этот момент скажет: “Да ну нафиг!” Люди молча вздыхают и идут тянуть новую лямку.

В итоге, перед переездом в новый офис нашлось много тем для обсуждения. :)

Или вот еще случай:

Случай из жизни. Подходит человек после конференции в Новосибирске:

Александр, такой вопрос. Мы тут три месяца писали новую систему отчетности. В итоге написали. В ней есть все: 28 страниц, на каждой по 10 вкладок. Там есть вся информация - вообще вся.
- Поздравляю, а в чем проблема?
- Наша немецкая заказчица ей не пользуется. Она вместо того, чтобы зайти в систему и получить данные, звонит каждому нашему инженеру и спрашивает у него, что он делал. Как нам ее замотивировать пользоваться нашей системой отчетности?

Ну что, давайте разбираться. Если заказчица не пользуется вашей системой отчетности, для этого может быть один из 4 причин:

1. Она вообще понимает, что ей надо пользоваться этой системой? Или вы ей написали письмо на 5 страниц с неясным заголовком, а она такая: “О, ребята - молодцы, чего-то делают… будет время, почитаю.”

2. Она умеет пользоваться этой системой? Почему вы в этом уверены? Сколько времени у нее занимает найти нужную ей информацию? Может быть, она честно попробовала раз, два, три - зарылась в системе, ничего не нашла, и решил по-старинке - звонить инженерам. Они-то всегда отвечают что нужно.

3. У нее вообще есть доступ в систему? Может быть. она туда зашла первый раз, ее не пустило, и она решила, что система еще не доработана. А пока она дорабатывается, буду-ка я звонить инженерам…

4. Может быть, человеку просто нравится общаться с вашими инженерами? Или она не доверяет данным в системе и перепроверяет информацию.

Хорошо бы перед разговором с ней подумать насчет этих причин - и так по ним и идти.

Основная сложность использования инструмента

Основная сложность в использовании этого инструмента - это вовремя о нем вспомнить. Серьезно, он кажется настолько тривиальным, что вспоминается не всегда.

Случай из жизни. На одном из тренингов у слушателей возник такой вопрос: как раскачать low-performer’а? В команде есть пара очень крутых ребят, несколько середнячков. И есть один человек, которые делает все существенно медленнее других. Как его раскачать. чтобы он начал делать больше и быстрее?

Мы уже набрали в грудь воздуха, чтобы начать давать советы, как вспомнили, что вначале ситуацию надо прояснить. Ведь если человек работает существенно меньше и медленнее остальных, для этого может быть одна из 4 причин:

1. Он не понимает, что то, как он работает - это плохо. Да, он видит, что медленно. Но зато качественно! Не то, что эти - наколбасили кода и бросили. А тут системный подход, юнит тесты, само-ревью и пр., и пр.

Менеджер когда-нибудь прямо говорил человеку, что он не доволен количеством его работы? Или менеджер человеку посылает скорее невербальные сигналы? Перестает давать интересные задачи, начинает с ним реже общаться и т.д.

2. Человек умеет работать быстрее? Было когда-нибудь такое, что он работал быстро?

3. Что еще человек делает? Может быть, в скайпе отвечает на вопросы новичком? Или сейчас у него в семье проблемы, не до того ему.

4. Чего он вообще хочет? Стабильности? Или развития? Денег? Стать тех.лидом? И тогда наши аргументы мы сможем привязывать к его хотелкам .

Может быть, он вообще не согласен с тем решением, на котором мы сейчас работаем. И своим поведением показывает, что решение неправильное.

Тут надо разбираться, думать перед разговором и общаться с человеком. Не надо раскачивать, надо разбираться.

Напоследок - попробуйте поискать причины

Чтобы это все не прошло даром и не превратилось только в чтение баек:), можете прямо сейчас взять ситуацию, когда кто-то делает не то, что вы хотите, и попробовать прикинуть, какими могли бы быть его 4 причины.

Лишний раз подумать всяко не помешает. И совершенно точно, это будет нескучно. :)

P.S. Предыдущие статьи из серии управленческие инструменты.

Альфрид Лэнгле , известный австрийский психотерапевт, профессор, один из основателей экзистенциального анализа, прочитал в Москве лекцию на тему «Почему я не делаю то, что хочу? Принятие решения, метод укрепления воли». Интернет-издание Матроны.ру публикует полный текст лекции.

Тема воли - это та тема, которой мы занимаемся ежедневно. Мы даже не уходим от этой темы. Каждый человек, который здесь присутствует, находится здесь потому, что он хочет быть здесь. Никто не пришел сюда недобровольно. И что бы мы ни делали в течение дня, это связано с нашей волей. Едим ли мы, ложимся ли мы спать, ведем ли мы какую-то беседу, решаем ли какой-то конфликт, мы делаем это только в том случае, если мы приняли решение в пользу этого и у нас есть воля к этому.

Может быть, мы даже не осознаем этот факт, потому что мы не говорим так часто «я хочу», а облекаем это в такие выражения: «мне бы хотелось», «я бы сделал». Потому что формулировка «я хочу» транслирует что-то очень важное. И воля - это действительно сила. Если я не хочу, ничего нельзя сделать. Никто не обладает властью надо мной, чтобы изменить мою волю, - только я сам. В большинстве случаев мы этого даже не осознаем, но интуитивно у нас есть чутье, что здесь подразумевается именно воля. Поэтому мы говорим более мягко «я хотел бы», «я желал бы» или просто «я пойду туда». «Я пойду на этот доклад» - это уже решение. Чтобы завершить эту мысль, которая была неким вступлением, скажу: часто мы даже не осознаем, что каждую минуту чего-то хотим.

Я хотел бы разделить свой доклад на три части: в первой части описать феномен воли, во второй части поговорить о структуре воли, а в третьей части коротко упомянуть метод укрепления воли.

Воля каждый день присутствует в нашей жизни. Кто есть тот человек, кто хочет? Это я. Только я распоряжаюсь волей. Воля - это нечто абсолютно мое собственное. Я себя идентифицирую с волей. Если я чего-то хочу, то я знаю, что это я. Воля представляет собой автономию человека.

Автономия означает, что я сам устанавливаю для себя закон. И благодаря воле в нашем распоряжении находится само детерминирование, через волю я определяю, что я буду делать в качестве следующего шага. И это уже описывает задачу воли. Воля - это способность человека давать самому себе задание. Например, я хочу сейчас продолжать говорить.

Благодаря воле я освобождаю свою внутреннюю силу для какого-то действия. Я инвестирую какую-то силу и уделяю этому время. То есть, воля - это поручение совершить какое-то действие, которое я даю самому себе. Собственно говоря, это все. Я даю себе поручение что-то сделать. А так как я этого хочу, то я переживаю себя в качестве свободного. Если какое-то поручение мне дает мой отец или профессор, то это задание другого рода. Тогда я уже не являюсь больше свободным, если следую этому. Если только я не присоединяю их поручение к своей воле и говорю: «Да, я сделаю это».

В нашей жизни воля выполняет абсолютно прагматичную функцию - чтобы мы пришли к действию. Воля - это мостик между центром команды во мне и поступком. И оно привязано к Я - потому что у меня есть только моя воля. Привести эту волю в движение - это задача мотивации. То есть, воля очень тесно связана с мотивацией.

Мотивация в своей основе означает ни что иное, как приведение воли в движение. Я могу мотивировать своего ребенка, чтобы он выполнил домашнее задание. Если я скажу ему, для чего это важно, или пообещаю ему шоколадку. Мотивировать - это означает привести человека к тому, чтобы он что-то захотел сделать сам. Сотрудника, друга, коллегу, ребенка - или самого себя. Как я могу сам себя мотивировать, например, чтобы готовиться к экзамену? В принципе, такими же средствами, какими я мотивирую ребенка. Могу подумать, для чего это важно. А могу пообещать себе шоколадку в награду.

Резюмируем. Во-первых, мы видели, что воля - это задание что-то сделать, которое человек дает себе. Во-вторых, автор воли - это я сам. Есть только одна моя персональная воля, во мне. «Хочет» никто иной, как я. В-третьих, эта воля находится в центре мотивации. Мотивировать означает приводить волю в движение.

И это ставит человека перед нахождением решения. У нас есть какое-то предположение, и мы стоим перед вопросом: «Хочу я или нет?». Я должен принять решение - потому что у меня есть свобода. Воля - это моя свобода. Если я что-то хочу, когда я свободен, я сам решаю, я сам себя закрепляю в чем-то. Если я чего-то хочу сам, меня никто не принуждает, я не вынужден.

Это другой полюс воли - несвобода, вынужденность. Быть вынужденным со стороны какой-то большей силы - государства, полиции, профессора, родителей, партнера, который меня накажет в случае чего, или потому что это может иметь нехорошие последствия, если я не сделаю что-то, что хочет другой. Также меня может вынуждать психопатология или душевные расстройства. Это как раз характеристика душевной болезни: мы не можем сделать то, чего хотим. Потому что у меня слишком много страха. Потому что я депрессивен, и у меня нет силы. Потому что я нахожусь в зависимости. И тогда я снова и снова буду делать то, что не хочу делать. Душевные расстройства связаны с неспособностью следовать своей воле. Я хочу встать, заняться каким-то делом, но у меня нет желания, я настолько плохо себя чувствую, я так подавлен. У меня возникают угрызения совести, что я снова не встал. Таким образом, депрессивный человек не может следовать за тем, что он считает правильным. Или тревожный человек не может пойти на экзамен, хотя хочет.

В воле мы обнаруживаем решение и реализуем нашу свободу. Это означает, что если я чего-то хочу, и это настоящая воля, то у меня при этом возникает особое чувство - я чувствую себя свободным. Я чувствую, что я не принуждаем, а это мне соответствует. Это снова Я, которое себя реализует. То есть, если я чего-то хочу, я не являюсь автоматом, роботом.

Воля - это реализация свободы человека. И эта свобода настолько глубока и настолько персональна, что мы не можем ее кому-то отдать. Мы не можем перестать быть свободными. Мы должны быть свободными. Это парадокс. На это указывает экзистенциальная философия. Мы свободны до определенной степени. Но мы несвободны в том, чтобы не хотеть. Мы должны хотеть. Мы должны принимать решения. Мы должны все время что-то делать.

Если я сижу перед телевизором, я устал и засыпаю, я должен принять решение, продолжать ли сидеть, потому что я устал (это тоже решение). А если я не могу принять решение, то это тоже есть решение (я говорю, что сейчас не могу принять решение, и не принимаю никакого решения). То есть мы постоянно принимаем решения, у нас всегда есть воля. Мы всегда свободны, потому что мы не можем прекратить быть свободными, как формулировал это Сартр.

А так как эта свобода располагается на большой глубине, в глубине нашей сущности, то воля очень сильна. Где есть воля, там есть путь. Если я действительно хочу, то я найду путь. Люди иногда говорят: я не знаю, как мне что-то сделать. Тогда у этих людей слабая воля. Они не хотят по-настоящему. Если действительно чего-то хочешь, пройдешь тысячи километров и станешь основателем университета в Москве, как Ломоносов. Если я действительно не хочу, никто не может принудить мою волю. Моя воля - это абсолютно мое личное дело.

Я вспоминаю одну депрессивную пациентку, которая страдала от своих отношений. Она постоянно должна была делать что-то, что ее заставлял делать ее муж. Например, муж говорил: «Сегодня я поеду на твоей машине, потому что в моей закончился бензин». Тогда она была вынуждена поехать на заправку и из-за этого опаздывала на работу. Подобные ситуации повторялись вновь и вновь. Было много подобных примеров.

Я спросил ее: «А почему бы не говорить «нет»?». Она ответила: «Из-за отношений. Я спрашиваю дальше:

Но ведь из-за этого отношения не улучшатся? Вы хотите дать ему ключи?

Я нет. Но он хочет.

Хорошо, он хочет. А чего хотите вы?

В терапии, консультировании это очень важный шаг: посмотреть, что есть моя собственная воля.

Мы немного поговорили об этом, и она сказала:

Вообще-то я не хочу давать ему ключи, я же не служанка для него.

И вот уже в отношениях возникает революция.

Но, - говорит она, - у меня нет никаких шансов, ведь если я не дам ему ключи, он сам придет и возьмет их.

Но вы же до этого можете взять ключи в свои руки?

Но тогда он возьмет ключи из моих рук!

Но если вы не хотите, вы можете крепко держать их в руке.

Тогда он применит силу.

Возможно так, он сильнее. Но это не значит, что вы хотите отдать ключи. Он не может изменить вашу волю. Это можете сделать только вы сами. Конечно же, он может ухудшить ситуацию таким образом, что вы скажете: с меня хватит. Все это причиняет такую боль, что я больше не хочу держаться за свою волю. Будет лучше, если я отдам ему ключи.

Это означает, что это будет принуждение!

Да, он вынудил вас. Но волю вы изменили сами.

Важно, чтобы мы осознавали это: что воля принадлежит только мне и изменить ее могу только я, никто иной. Потому что воля - это свобода. А у нас, у людей, есть три формы свободы, и все они играют роль в связи с волей.

Английский философ Дэвид Юм писал, что у нас есть свобода действия (например, свобода прийти сюда или прийти домой, это свобода, направленная вовне).

Есть и другая свобода, которая находится над внешними силами, - это свобода выбора, свобода решения. Я определяю, что я хочу и почему это хочу. Поскольку в этом для меня имеется ценность, потому что это мне соответствует, и, вероятно, моя совесть подсказывает мне, что это правильно - тогда я принимаю решение в пользу чего-то, например, прийти сюда. Этому предшествует свобода решения. Я узнал, какая будет тема, подумал, что это будет интересно, и у меня есть некоторое количество времени, и из многих возможностей провести время я выбираю одну. Я решаюсь, я даю себе задание и реализую свободу выбора в свободу действия, приходя сюда.

Третья свобода - свобода сущности, это интимная свобода. Это чувство внутреннего согласия. Решения сказать «да». Это «да» - откуда оно идет? Это уже не есть что-то рациональное, это идет из какой-то глубины во мне. Это решение, связанное со свободой сущности, настолько сильное, что оно может принять характер долженствования.

Когда Мартина Лютера обвиняли в публикации его тезисов, он ответил: «На том стою и не могу иначе». Конечно же, он мог иначе - он же был умным человеком. Но это бы в такой степени противоречило его сущности, что у него было бы чувство, что это будет не он, если он будет это отрицать, от этого откажется. Эти внутренние установки и убеждения являются выражением глубинной свободы человека. И в форме внутреннего согласия они содержатся в любой воле.

Вопрос воли может быть сложнее. Мы говорили о том, что воля - это свобода, и в этой свободе это сила. Но одновременно воля иногда кажется принуждением. Лютер не может по-иному. И в свободе решения тоже есть принуждение: я должен принять решение. Я не могу танцевать на двух свадьбах. Я не могу одновременно быть и здесь, и дома. То есть, меня принуждают к свободе. Может быть, для сегодняшнего вечера это не представляет такую большую проблему. Но что должна сделать воля, если я одновременно люблю двух женщин (или двух мужчин) и притом одинаково сильно? Я должен принять решение. Какое-то время я могу держать это в тайне, скрывать это, чтобы не было необходимости принять решение, но такие решения могут быть очень трудными. Какое решение я должен принять, если и те, и другие отношения очень ценные? От этого можно заболеть, это может разорвать сердце. Это муки выбора.

Нам всем это знакомо в более простых ситуациях: есть ли мне рыбу или мясо? Но это не так трагично. Сегодня могу съесть рыбу, а завтра мясо. Но есть ситуации единственные в своем роде.

То есть свобода и воля также связаны принуждением, долженствованием - даже в свободе действия. Если я хочу прийти сегодня сюда, тогда я должен выполнить все те условия, чтобы я мог сюда прийти: ехать на метро или на машине, идти пешком. Я должен что-то сделать, чтобы прибыть из пункта А в пункт Б. Чтобы реализовать волю, я вынужден соответствовать этим условиям. А где же здесь свобода? Это типичная свобода человека: я что-то делаю, и меня сжимает «корсет» условий.

Но, может быть, нам стоит дать определение тому, что такое «воля»? Воля - это решение. А именно - решение пойти на какую-то ценность, которую вы выбрали. Я выбираю между различными ценностями этого вечера и выбираю что-то одно, и реализую это, принимая решение. Я решаюсь и говорю этому мое последнее «да». Говорю «да» этой ценности.

Можно еще короче сформулировать определение воли. Воля - это мое внутреннее «да» в отношении какой-то ценности. Я хочу читать книгу. Книга представляет собой ценность для меня, потому что это хороший роман или учебник, который нужен мне для подготовки к экзамену. Я говорю «да» этой книге. Или встрече с другом. Я вижу в этом какую-то ценность. Если я говорю «да», то тогда я также и готов, чтобы совершить какое-то усилие, чтобы увидеть его. Я еду к нему.

С этим «да» в отношении ценности связана какая-то инвестиция, какой-то вклад, готовность за это заплатить, сделать что-то, стать активным. Если я хочу, то я сам иду в этом направлении. Это большая разница по сравнению с просто желанием. Важно провести здесь различие. Желание - это тоже ценность. Я желаю себе много счастья, здоровья, встретить друга, но желать не содержит в себе готовность что-то самому для этого сделать - потому что в желании я остаюсь пассивным, я жду, что это придет. Я желаю, чтобы мой друг мне позвонил, и я жду. Во многих вещах мне только и остается ждать - я ничего не могу сделать. Я желаю тебе или себе скорейшего выздоровления. Уже все сделано, что можно было сделать, остается только ценность выздоровления. Я говорю себе и другому, что рассматриваю это как ценность и надеюсь, что это произойдет. Но это не воля, потому что воля - это дать себе поручение какого-то действия.

Для воли всегда есть серьезная причина. У меня была серьезная причина, чтобы сюда прийти. А что является основой или причиной, чтобы сюда прийти? Это как раз и есть ценность. Потому что я вижу в этом что-то хорошее и ценное. И это является для меня поводом, согласием, чтобы пойти на это, может быть, рискнуть. Может быть, выяснится, что это очень скучный доклад, и тогда я зря потратил на это вечер. Делать что-то с волей всегда включает какой-то риск. Поэтому воля включает экзистенциальный акт, потому что я иду на риск.

В отношении воли распространены два момента недопонимания. Волю часто путают с логикой, рацио - в том смысле, что я могу хотеть только того, что является разумным. Например: через четыре года обучения разумно пойти учиться пятый год и закончить учебу. Нельзя же хотеть через четыре года прекратить обучение! Это же настолько иррационально, так глупо. Может быть. Но воля не является чем-то логичным, прагматичным. Воля проистекает из таинственной глубины. У воли гораздо больше свободы, чем в рациональном начале.

И второй момент недопонимания: может показаться, что можно привести в движение волю, если дать себе задание - хотеть. Но откуда проистекает моя воля? Она не проистекает из моего «хотеть». Я не могу «хотеть хотеть». Я также не могу хотеть верить, я не могу хотеть любить, я не могу хотеть надеяться. А почему? Потому что воля является поручением что-то сделать. Но вера или любовь - это же не действия. Я же это не делаю. Это есть что-то, что во мне возникает. Я здесь ни при чем, если я люблю. Мы не знаем даже, на какую почву падает любовь. Мы не можем это контролировать, мы не может это «сделать» - поэтому мы не виноваты, если мы любим или не любим.

В случае с волей происходит нечто подобное. То, что я хочу, вырастает где-то во мне. Это не есть что-то такое, где я могу дать себе поручение. Это растет из меня, из глубины. Чем больше воля соединяется с этой большой глубиной, чем больше я переживаю свою волю как что-то, что мне соответствует, тем больше я свободен. А с волей связана ответственность. Если воля перекликается со мной, тогда я живу, будучи ответственным. И лишь тогда я по-настоящему свободен. Немецкий философ и писатель Маттиас Клаудиус однажды сказал: «Человек свободен, если он может хотеть то, что он должен».

Если это так, то тогда с волей связано «оставить». Я должен свободно оставить мои чувства - для того чтобы я мог ощущать, что во мне растет. Лев Толстой однажды сказал: «Счастье заключается не в том, чтобы ты мог делать то, что ты хочешь…». Но ведь свобода означает, что я могу делать, что я хочу? Это так. Я могу следовать за своей волей, и тогда я свободен. Но Толстой говорит о счастье, а не о воле: «…а счастье заключается в том, чтобы всегда хотеть то, что ты делаешь». Другими словами, чтобы у тебя всегда было внутреннее согласие по отношению к тому, что ты делаешь. То, что описывает Толстой, - это экзистенциальная воля. Как счастье я переживаю то, что я делаю, если я переживаю в этом внутренний отклик, внутренний резонанс, если я говорю этому «да». А внутреннее согласие я не могу «сделать» - я могу только вслушаться в себя.

Какая структура у воли? Хотеть я могу только то, что я могу сделать. Нет смысла говорить: хочу убрать эту стену и пройти по потолку. Потому что воля - это поручение к действию, и она предполагает, что я также и могу это сделать. То есть, воля реалистична. Это первая структура воли .

Если мы серьезно к этому отнесемся, тогда мы не должны хотеть больше, чем мы можем, - иначе мы больше не будем реалистами. Если я не могу больше работать, я не должен этого от себя требовать. Свободная воля способна также оставить, отпустить.

И в этом заключается причина того, почему я не делаю того, что хочу. Потому что у меня нет силы, нет способности, потому что у меня отсутствует средства, потому что я наталкиваюсь на стены, потому что я не знаю, как это сделать. Воля предполагает реалистичный взгляд на то, что имеется, на данности. Поэтому я иногда не делаю то, что хочу.

Также я что-то не делаю и по той причине, что я испытываю страх - тогда я отодвигаю и откладываю это. Потому что мне может быть больно, и я боюсь этого. Ведь воля - это риск.

Если эта первая структура не исполнена, если я действительно не могу, если у меня нет знания, если я испытываю страх, то это мешает мне.

Вторая структура воли . Воля - это «да» в отношении ценности. Это означает, что я должен также и видеть ценность. Мне нужно что-то, что будет меня также привлекать. Мне нужно переживать хорошие чувства, иначе я не могу хотеть. Мне должен нравиться путь, иначе цель будет далека от меня.

Например, я хочу похудеть на 5 килограмм. И я решил начать. На 5 килограмм меньше - это хорошая ценность. Но у меня также есть чувства в отношении пути, который туда ведет: мне должно также и нравиться, чтобы я сегодня меньше ел и занимался спортом. Если мне это не нравится, я к этой цели не приду. Если такого чувства у меня не будет, тогда я снова не сделаю то, что я хочу. Потому что воля не состоит исключительно и только из разума.

То есть в итоге к той ценности, к которой я иду в воле, у меня должно быть также и чувство. И, конечно же, чем депрессивнее человек, тем меньше он может сделать того, чего хочет. И тут мы снова попадаем в сферу душевных расстройств. В первом измерении воли это страх, различные фобии. Они мешают человеку следовать своей воле.

Третье измерение воли : чтобы то, что я хочу, соответствовало моему собственному. Чтобы я видел, что это также важно для меня, чтобы это соответствовало мне персонально.

Допустим, человек курит. Он думает: если я курю, то я что-то из себя представляю. Мне 17 лет, и я взрослый человек. Для человека на этой стадии это действительно то, что ему соответствует. Он хочет курить, ему это нужно. А когда личность становится более зрелой, то для самоутверждения сигарета, может быть, ему уже и не нужна.

То есть, если я себя с чем-то идентифицирую, то тогда я могу также и хотеть. Но если что-то для меня персонально не является важным, тогда я скажу: да, я это сделаю, но на самом деле не сделаю или сделаю с задержкой. По тому, как мы что-то делаем, мы можем определить, что для нас является важным . Это диагностика структур, которые лежат в основе воли. Если я себя не идентифицирую, или если я обхожу то, что нахожу важным, я вновь не буду делать те вещи, которые, собственно говоря, я хотел бы делать.

И четвертое измерение воли - это включение воли в больший контекст, в большую систему взаимосвязи: то, что я делаю, должно иметь смысл. Иначе я не могу это делать. Если отсутствует больший контекст. Если это не ведет к чему-то такому, где я вижу и чувствую, что это является ценным. Тогда я снова что-то не сделаю.

Для настоящего «хотеть» нужны 4 структуры: 1) если я это могу, 2) если мне это нравится, 3) если мне это соответствует и является для меня важным, если я имею право это сделать, если это разрешено, позволено, 4) если у меня чувство, что я должен это сделать, потому что из этого родится что-то хорошее. Тогда я могу это сделать. Тогда воля хорошо укоренена, обоснована, и она сильная. Потому что она связана с реальностью, потому что эта ценность является для меня важной, потому что я себя в ней обнаруживаю, потому что я вижу, что из этого может получиться что-то хорошее.

С волей связаны разные проблемы. Практических проблем с волей у нас нет, если мы действительно что-то хотим. Если у нас в нашем «хотеть» нет полной ясности в аспекте одной или нескольких перечисленных структур - тогда мы стоим перед дилеммой, тогда я хочу и все же не хочу.

Я хотел бы упомянуть здесь еще два понятия. Нам всем известна такая вещь, как искушение. Искушение означает, что направленность моей воли изменяется и движется в направлении чего-то, что я, собственно, не должен был бы делать. Например, сегодня показывают какой-то хороший фильм, а мне нужно учить материал - и вот, это искушение. На столе лежит вкусный шоколад, но я хочу похудеть - снова искушение. Последовательное направление моей воли отклоняется от курса.

Это знакомо каждому человеку, и это абсолютно нормальная вещь. Тут включаются другие привлекательные ценности, которые тоже имеют важное значение. При определенной интенсивности искушение превращается в соблазнение. В искушении еще есть воля, а когда есть соблазн, тогда я начинаю действовать. Эти две вещи становятся сильнее. чем больше во мне растет потребность. Если мое желание жить слишком мало подпитывается, если я переживаю мало хорошего, тогда искушения и соблазны становятся сильнее. Потому что нам нужна радость жизни, в жизни должна присутствовать радость. Мы не должны только работать, мы должны также испытывать удовольствия. Если этого недостаточно, тем легче меня соблазнить.

И в завершение я хотел бы представить метод, с помощью которого мы можем укреплять волю. Например, в каком-то деле нам нужно выполнить домашнее задание. И мы говорим: я сделаю это завтра - сегодня пока еще нет. А на следующий день ничего не происходит, что-то случается, и мы откладываем.

А что я могу сделать? Мы действительно можем укреплять волю. Если у меня есть какая-то проблема, и я не могу начать действовать, то я могу сесть и спросить себя: какой ценности я говорю «да»? Для чего это хорошо, если я напишу эту работу? Какие преимущества с этим связаны? Я должен четко видеть, для чего это хорошо. В общих чертах эти ценности известны, хотя бы головой их понимаешь.

И вот тут второй шаг - рискованный, а именно: я начинаю спрашивать себя «а какие есть преимущества, если я этого не сделаю?». Что я приобрету, если не напишу эту работу? Тогда у меня не было бы этой проблемы, в моей жизни было бы больше удовольствия. И может так статься, что я найду столько ценного, что со мной случится, если я эту работу не напишу, что я действительно не буду ее писать.

Будучи врачом, я много работал с пациентами, которые хотели бросить курить. Каждому из них я задавал этот вопрос. Ответ был такой: «Вы что, хотите меня демотивировать? Когда вы меня спрашиваете, что я выиграю, если не буду бросать курить, то у меня столько идей!» Я отвечал: «Да, это и есть причина, по которой мы здесь сидим». И были пациенты, которые после этого второго шага говорили: «Мне стало понятно, я буду продолжать курить». Значит ли это, что я плохой врач? Я двигаю пациента в том направлении, чтобы они бросили курить, и я должен их мотивировать, чтобы они бросили - а я двигаю их в противоположном. Но это малая беда, если человек скажет: «Я буду продолжать курить», чем если он будет раздумывать три недели, а дальше все равно будет продолжать курить. Потому что у нет сил бросить. Если те ценности, которые он реализует благодаря курению, привлекательны для него, он не может бросить.

Такова реальность. Воля не следует за разумом. Ценность нужно чувствовать, иначе ничего не получится.

А потом следует третий шаг - и это сердцевина этого метода. Допустим, на втором шаге кто-то решит: да, это будет более ценно, если я буду писать эту работу. Тогда речь идет о том, чтобы усилить ценность того, что вы будете делать, сделать это своим собственным. Мы как терапевты можем спросить: ты когда-то переживал это - писать что-то? Может быть, этот человек уже однажды написал что-то и испытал чувство радости? Это можно привести в пример и спросить: а что тогда в этом было хорошего? У меня в практике было много примеров подобной ситуации. Многие рассказывали мне о писательстве с негативной стороны: «Такое чувство, что за моей спиной стоит профессор, смотрит, что я пишу и говорит: «О, Господи!»». И тогда люди демотивированы. Тогда нужно отделить книгу от профессора и писать для себя самого.

То есть сердцевина - это та ценность, о которой идет речь. Нужно прочувствовать ее, как бы внести в себя вовнутрь и соотнести с предыдущим опытом. И искать ценности в конкретном способе действия.

И четвертый шаг: а для чего это, собственно говоря, хорошо? Какой это имеет смысл? Для чего я вообще это делаю? Для чего я учусь? И конкретная ситуация выходит в более крупный контекст, на более широкий горизонт. Тогда я могу переживать усиление своей собственной мотивации - или же не переживать.

У меня был знакомый, который после долгой работы над диссертацией, неожиданно заметил, что нет смысла в том, чтобы написать эту диссертацию. Он был педагогом, и оказалось, что никакого интереса к педагогике он не испытывал - просто хотел получить академическое звание. Но для чего жертвовать таким количеством времени ради того, что не имеет смысл? Поэтому он внутренне неосознанно блокировал работу над диссертацией. Его чувства были умнее, чем его разум.

Какие тут можно сделать практические шаги? Нельзя ожидать от себя, что ты сразу можешь быстро все написать. Но можно начать с одного абзаца. Можно взять что-то из какой-то книги. То есть мы видим, что мы можем формировать свою жизнь. Мы видим, то важно взять свою жизнь в свои собственные руки. В проблемах, связанных с волей, мы тоже можем что-то сделать. А именно: посмотреть на структуру воли. Потому что если структуры не выполняются, тогда с волей ничего не получится. Также мы можем в отношении какого-то задания задать себе открытый вопрос: а что говорит против этого? должен ли я действительно это делать? или должен освободить себя, оставить эту задачу? Именно в контексте «оставить» может возникнуть настоящее «хотеть». До тех пор пока я буду себя заставлять, я буду вызывать парадоксальную реакцию.

Человек настолько свободен, что мы хотим перед самими собой оставаться свободными. Большое спасибо вам за внимание.

Thread replies

0 Followers

Most reacted comment

Hottest comment thread

Когда человек хочет что-то делать, его не остановить.

Вконтакте

Однокласники

Если человек не делает что-то, значит у него нет на это ресурса. Физически нет на это сил или сил нет вообще. Они заблокированы, тратятся на что-то другое, а чтобы делать то, что “нужно”, он должен “идти на ободах”, из последних сил, “на износ”. У каждого свой энергетический запас, и люди действительно отличаются по уровню энергии, данной им природой.

Но если было время, когда Вы фонтанировали энергий, “тучи разводили руками”, воротили большими проектами, делали много и хорошо, а сейчас не можете сдвинуться с места, стоит себя спросить, – а где Ваша энергия? Куда она подевалась? И на что Вы её тратите сейчас?

Конкурирующая потребность.

Есть нечто, что сейчас гораздо важнее. Вы пытаетесь сосредоточиться на работе, а дома болеющий ребёнок. Где будут Ваши мысли? Вам предлагают повышение и приглашают в центральный офис в Марселе, а ваш мужчина, с которым только-только всё завязывается, и Вы боитесь спугнуть это ещё хрупкое, новорождённое счастье и проклюнувшуюся надежду на семейную жизнь – он остаётся в Москве.

Вам надо собраться с мыслями и сделать следующий шаг в Вашем проекте, но все Ваши мысли с дочерью, которая находится в процессе поступления в вуз и переезда в другой город.

Сопротивление развитию.

Понятно, что в подобных случаях Вы включите сопротивление. И неудачно сделанная работа и ссора с босом и никак не запускающейся личный проект – всё это станет печальным результатом не осознавания второй, конкурирующей потребности.

Желание оставаться хорошей матерью, счастливой женщиной и просто не остаться одной будут втыкать палки в колёса Вашему карьерному и профессиональному росту.

Конфликт потребностей , се ля ви. Такие конфликты занимают очень много сил, заставляют разрываться, метаться, испытывать чувства вины и стыда. Чтобы выйти из клинча, важно увидеть все стороны конфликта и каждой потребности “дать слово” .

Психологи и коучи, как правило, успешно помогают с этим разбираться. При самостоятельной организации такого “диалога потребностей” есть риск не заметить “слепое пятно”. (Собственно, при работе с самим собой такой риск есть всегда, важно об этом помнить. Поэтому у психологов есть свои психологи)).

Когда прошлое проецируется на настоящее. Заблокировать движение к цели может не только конкурирующая потребность.

Нужно пойти сдать документы в посольство, сходить к судебным приставам и выяснить по поводу ареста счётов, начать приватизацию дачи, в конце концов записаться на приём в онкодиспансер по поводу этих странных родинок - “Я не могу сдвинуться с места, Я БОЮСЬ!”

“Просто ноги подгибаются, холодный пот выступает, всё внутри сжимается, и ничего я с собой поделать не могу. Не идут мои ноги туда и всё тут.”

Большой, сильный, взрослый человек вмиг превращается в маленького, слабого, напуганного ребёнка. И готов он бежать со всех ног в направлении противоположном посольствам, приставам, юридическим конторам и онкобольницам. Или готовиться бороться с представителями всего перечисленного.

А кто-то просто замер, “претворился мёртвым” и не сдвинется с места, если уж силком не потащат или не “переступит себя”.

Что же происходит?

Как взрослый, умный, человек, способный делать серьёзные вещи, вдруг превращается в беспомощного ребёнка, не могущего сделать элементарные шаги? Почему так?

Есть сильный опыт, который чем-то похож на этот. Там может быть много ужаса, боли, унижения, ощущения полной своей беспомощности и стыда. Какой же человек в здравом уме и трезвой памяти опять полезет в это?

Если такой опыт накрывает, и стирается грань между реально происходящим сейчас и происходящим когда-то. Причём опыт может и не вспомниться, но тело и психика выдаст закономерную реакцию – бежать, спасаться, драться или замереть.

Какое уж тут движение к цели.

Люди могут пасовать не только перед посольствами и больницами, но и перед предстоящей собственной свадьбой, например. Во всех этих случаях есть некое представление о том, как “там” будет, начинающиеся словами: “Я знаю, что.. ”

“Я знаю всё равно я ничего не докажу. Я знаю что, потрачу кучу времени и только опозорюсь”. ” Я знаю, они скажут, что у меня рак. И я больше не выйду из больницы”. ” Я знаю, что буду выглядеть полной дурой в глазах его родни на свадьбе” .

Это представление на профессиональном языке называется “проекцией”. Удивительный феномен, хочу Вам сказать! Можно накладывать свое представление на всё, что угодно, проецировать неудачи, катаклизмы, враждебное отношение к себе окружающих. И мир будет соответствовать! Так создаётся своя собственная реальность, где раз за разом повторяется один и тот же негативный опыт.
У человека есть и другие способы тормозить собственный рост и движение к своим целям.

Такие как установки, полученные когда то в детстве о том, что можно и что нельзя “хорошим девочкам” и “настоящим мужчинам”, послания рода, о том как надо жить. Можно пытаться творить добро и жить жизнями других людей, вместо того, чтобы заниматься собой. Тогда, когда свои собственные потребности проецируются на окружающих.

Результат – заброшенная личная жизнь, полное непонимание своих потребностей, “геройсво” на работе и в быту, озлобленность и истощение .

При этом свои собственные цели не достигаются, помощь всегда ожидается от других. Человек ждёт “алаверды” от окружающих и как правило не дожидаются. “Осчастливленные” редко испытывают благодарность от навязанной доброты.

Есть любители останавливать себя болезнью от важных решений, переездов и изменений в жизни. Когда вместо того чтобы полететь с сыном в долгожданную поездку в Париж женщина соматизируется и попадает в больницу. И вот уже много лет каждой её поездке предшествует операция. Только после “платы” можно ехать.

Что только не придумывают люди, чтобы не пускать себя в изменения.

Важно помнить, что чем сильнее потребность, тем сильнее сопротивление. По силе своего сопротивления можно догадаться, насколько для Вас важно то, к чему Вы идёте.

Спотыкаетесь, тормозите, останавливаетесь, делаете сто шагов назад, чтобы потом снова вернуться, и опять идёте. А может уже забросили и запретили себе думать о своей мечте?

Мягкий человек делает то, что просят.
Черствый человек не делает то, что просят.
Глупый человек делает то, что не просят.
Умный человек не делает то, что не просят.
И лишь мудрый человек делает то, что нужно.

Мудрец делает то, что он считает нужным; глупец же считает нужным всё, что он делает.

Желание - это самое главное. Когда человек хочет, то он делает всё, чтобы этого достичь, несмотря на преграды.

Ты понимаешь, что влюбился, когда не можешь уснуть, потому что реальность наконец-то оказывается лучше любых снов.

Человек часто делает ошибки. Более того, он всю жизнь только и занимается тем, что делает ошибки. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Главное вовремя заметить ошибку и исправить ее.

То, что ты отвергаешь того, кого любишь не - великое самопожертвование, ты просто хочешь быть несчастным. Но то, что ты несчастен, не делает тебя лучше других, это просто делает тебя несчастным.

Не верьте тому, что говорит мужчина; просто смотрите, что он делает.

Под толщею воды не видно дно
И лишь нырнув, увидишь ты оно какое.
Так человек - он говорит одно,
А часто делает совсем другое.

Человек, который не делает ошибок, обычно вообще ничего не делает.

Первый вопрос, на который нужно ответить: что именно делает человека умным? Обилие информации, которое он может запомнить? Высокое IQ? Может быть, это мудрость в выборе правильного решения в нужный момент, или умение извлечь максимум выгоды даже из самой плохой ситуации? Может быть, способность увидеть картину событий целиком до принятия решения о дальнейших действиях? Вероятно, умным человека делает удачное сочетание всех ранее упомянутых черт.

Конечно, когда мы видим умного и успешного человека, бывает достаточно трудно точно определить, чему именно он обязан своим успехом и благополучием. По правде говоря, гораздо легче выяснить, что умные люди не делают. Тогда и выводы можно сделать относительно того, чего следует избегать, чтобы стать мудрым и успешным.

1. Они не игнорируют возможность сэкономить деньги

Благоразумие – это добродетель, и не нужно путать ее с жадностью или скупостью. Умение разумно руководить своими финансами и избегать лишних расходов является замечательным качеством.

Всех, казалось бы, даже незначительных, но бессмысленных расходов, можно легко избежать. А сумма, которую вы можете таким образом сэкономить, иногда получиться весьма внушительной. Покупка фильтра, например, может уменьшить сумму потраченных денег на приобретение воды в бутылках. Замена лампочек по всему дому на энергосберегающие будет еще одним мудрым выбором. Накопительные и скидочные карточки в супермаркетах – это тоже весьма хорошая идея.

Интернет содержит непостижимое количество качественного образовательного и развлекательного контента. Поэтому плата за кабельное телевидение или подписка на дорогостоящий журнал, несомненно, выглядит бессмысленно. В интернете можно найти все что угодно и по гораздо более низкой цене. Быть умным – значит уметь правильно распоряжаться своими финансами.

2. Они не полагаются на других

Нет ничего плохого в том, чтобы иметь друзей, членов семьи или коллег, которым можно доверять и на которых можно положиться. Каждый человек должен иметь того, на чью помощь он может рассчитывать в трудных ситуациях. Но привычка всегда полагаться на других людей делает вас бессильным. Поэтому как умный человек вы не должны делать эту стратегию своей основной.

Вы можете иметь блестящий ум, выдающийся интеллект и т.д., но если вы не находите этим качествам хорошего применения, то навсегда останетесь «пасти задних». Когда вы считаете, что вам необходима помощь, обратите пристальное внимание на то, действительно ли ваша проблема такая трудная. В большом числе случаев нам мешают действовать наш страх и неуверенность в себе.

3. Они не действуют безответственно

Это абсолютно не значит, что «умные люди не умеют веселиться» или «умные люди скучны». Вы можете весело проводить время, вы можете выпить или посмеяться. Ответственность не обязательно неинтересна, она только означает, что вы хотите вести организованный образ жизни.

Улучшенная организация приводит к большей эффективности, являетесь ли вы студентом, офисным сотрудником, бизнесменом, художником или менеджером.
Безответственность, как правило, всегда имеет неприятные последствия, а умные люди просто стремятся не создавать себе никаких неудобств.

4. Они не чувствуют себя побежденными, когда им приходится пересматривать свои взгляды

Наше окружение, родители, наше образование и прошлое несут ответственность за формирование наших убеждений и представлений о мире. Это приводит к созданию нашего уникального эгоцентричного мира.

Но на протяжении всей жизни мы постепенно приобретаем новые убеждения, которые могут противоречить нашим прежним взглядам. Кроме того, в разных ситуациях вы будете придерживаться различных моделей поведения и проявлять различные человеческие качества. И это нормально.

Не стоит продолжать стоять на своем, если вы понимаете, что не правы. Умение признавать неправоту – это признак силы и разума . Умные люди постоянно оспаривают свои убеждения; но они не отказываются от них. Они изменяют их и позволяют им расти пропорционально новому полученному опыту. Не упускайте возможность расширить свое мировоззрение, вы не становитесь побежденным, когда приобретаете что-то ценное.

5. Ошибки их не останавливают

Это можно наглядно увидеть на примере компаний, которые произвели непопулярный продукт, или режиссеров, которые сняли не кассовые фильмы, и т.д. Бывает, мы придумали идею для чего-то, что-то, что кажется истинным шедевром для нас, но других людей это мало впечатляет. И такие ситуации не редкость! Конечно, вы можете чувствовать себя униженным, и это действительно неприятно, однако так иногда случается, нравится нам это или нет.

Ошибки – это часть роста. И если не получилось в первый раз, при должном усердии и желании обязательно получится во второй или в третий. Умные и успешные люди никогда не сдаются!

6. Они не позволяют своему прошлому овладевать ими

Прошлое не может быть стертым, но оно никогда не вернется и не начнет преследовать нас, прошлое всегда просто будет где-то позади. Мы должны научиться справляться с прошлыми проблемами и не позволять им мешать нашим будущим достижениям. Если из прошлого опыта нельзя извлечь ничего полезного, следует просто закрыть эти двери, и пусть все остается на своих местах.

Прошлый опыт сделал нас такими, какие мы есть сегодня, и наши сражения могут обеспечить нам сильный характер, но люди, как правило, используют свое прошлое для другой цели: чтобы оправдать свои ошибки или поведение. Возможно, мы используем отговорки, чтобы получить понимание от других или чтобы нам было проще простить себя.

Тем не менее, даже если вы признаете свои недостатки, но отказываетесь исправлять их только потому, что у вас есть для этого повод из прошлого, то вы выбрали очень легкий путь, а это не то, что делают умные люди.

7. Они не полагаются на удачу в решении своих проблем

«Надейся на лучшее, но будь готов к худшему». Эта цитата отлично подходит, когда вы стремитесь достичь чего-то. Надежда на наилучший сценарий мотивирует нас, в то время как готовность к худшему не дает нам расслабляться. С другой стороны, надежда на лучшее без каких-либо действий для достижения результата ничем не отличается от лени.

Опираясь слишком часто на одну только удачу, вы убиваете свои амбиции. Кроме того, умные люди никогда не позволят удаче взять славу за их напряженную работу.

8. Они не игнорируют важные аспекты своего дела

Одним из ключевых факторов, влекущих за собой успех, является внимание к деталям. Например, когда кто-то пытается построить прибыльный бизнес, он или она, как правило, считает, что с хорошим качеством продукта успех будет гарантирован.

Эта логика не совсем безупречная, так как даже если вы можете предложить высококачественный продукт по лучшей цене, чем ваши конкуренты, вы все еще будете находиться далеко от прибыльного бизнеса. Для успешных продаж просто необходимо иметь хорошую рекламную тактику. Нужно добиваться узнаваемости бренда.

Понятно, что это один из многих примеров важных аспектов. Существуют и другие, такие как обеспечение хорошего обслуживания клиентов, создание эффективных планов стимулирования и т.д. Мораль здесь такова: нельзя работать только в одном направлении.

Поэтому чем бы вы ни занимались, всегда обращайте внимание на детали.


9. Они не стесняются учиться на своих ошибках

Ошибки неизбежны. Рано или поздно что-то всегда идет не так, и какая-нибудь мелочь портит наши ранее хорошо продуманные схемы. Вы не можете постоянно все контролировать, всегда все знать и предусматривать.

Ошибки напоминают нам о наших недостатках. Честно говоря, ошибки могут научить нас многому, но только если мы позволим им сделать это.

Анализ ошибок помогает предотвращать такие ситуации в будущем. Поэтому умные люди используют их себе во благо. Высокомерные же личности всегда ищут оправданий и слепо верят в свои собственные суждения. Но этот вид поведения не только препятствует успеху, он также отворачивает от вас ваших союзников и друзей.

10. Они не отказываются от своих идей только потому, что другие люди не согласны с ними

Мы уже говорили о том, что иногда стоять на своем – это не разумно. Однако существует очень тонкая грань между теми случаями, когда нужно прислушиваться к мнению других, и теми, когда лучше будет продолжать идти своим путем. Мудрый человек знает, когда именно нужно быть непреклонным. Кроме того, все мы все вправе получить разумное объяснение того, почему наши идеи или продукты не так уж и хороши.

А если кто-то хочет помешать вашему успеху, не позволяйте им! Боритесь за свой шанс и попытайтесь найти того, кто услышит вас и оценит вашу идею. Вы должны стремиться выслушать как можно больше мнений. Даже если первые будут лестными, продолжайте искать другие точки зрения. Конструктивная критика может быть очень полезной для будущего развития.

11. Они не говорят лишних громких слов

Действия гораздо больше говорят о человеке, чем даже самые красивые слова. Не будьте слишком самоуверенным и не пытайтесь при любой удобной возможности рассказывать о грандиозности своих будущих поступков. Это только показывает, что вы ищите внимания, и ваши слова неизбежно будут терять свою силу.

Именно надежность имеет первостепенное значение для будущего благополучия и вашей репутации. Все мы знаем историю о том, как мальчик кричал: «Волки!». Он потерял доверие, что оказало сильное влияние на исход ситуации. Если вы хотите, чтобы вас уважали и принимали всерьез, меньше говорите и больше делайте. Просто позвольте вашим достижениям говорить самим за себя.

12. Они не упускают возможности получить новый опыт

Это утверждение тесно связано со словами Фридриха Ницше: «Не существует вечных фактов, как не существует абсолютных истин». Вы никогда не сможете стать идеальным, и вы не должны устанавливать такие цели для себя. Однако прилагая постоянные усилия к развитию в различных областях, умный человек будет делать свою жизнь лучше день ото дня.

А учиться всегда есть чему! Наука постоянно расширяет наше понимание мира; человечество постоянно проверяет существующие теории и устанавливает новые. Даже старые проверенные данные никогда не оставляют в покое, они пересматриваются и обновляются.

Ученые, как правило, обладают теми качествами, которые присущи всем умным людям. Большинство знаменитостей с выдающимися интеллектуальными способностями были и учеными. Так что никогда не упускайте возможность поучиться чему-то новому!

13. Они знают, когда не следует прислушиваться к авторитетам

Как и в случае с хорошей идеей, мудрые люди не перестают бороться за свои устремления даже с самыми истинными авторитетами. Мы часто слышим критику наших вкусов, интересов и увлечений от наших родителей, начальников, учителей. Честно говоря, они могут быть время от времени правыми, но не всегда. Старшие поколения, как правило, ругают то, что они не могут в полной мере понять.

Представьте себе, как много форм искусства, музыки, книг и кино-жанров не было бы сегодня, если бы люди всегда следовали за мнением авторитетов.

14. Они не тратят попусту потенциалы своих гаджетов

Незнание в определенной области или неимение необходимых навыков для выполнения конкретной задачи автоматически не делает человека некомпетентным. Умные люди находят хорошие способы преодоления этих препятствий; они могут компенсировать свои недостатки. И именно правильное и разумное использование гаджетов может оказаться весьма полезным.

Очевидно, что все смартфоны и планшеты имеют подключение к интернету и доступ к Google. Таким образом, все, что вам нужно сделать, это знать, как эффективно их использовать. Почти все, что вы хотите знать, можно найти на просторах сети, а это означает, что пока вы подключены к всемирной паутине, вы будете иметь возможность найти ответы на самые тяжелые вопросы.

Большое количество приложений (из всего изобилия доступных на планшеты или смартфоны) действительно замечательные. Конечно, есть такие, которые вам совершенно не нужны, но на каждый смартфон и планшетный ПК должны быть установлены несколько полезных программ. Например, для управления данными, что сделает вашу работу гораздо более простой с точки зрения организации. Или приложения, которые могут помочь вам ориентироваться в незнакомой местности, тем самым повышая ваш уровень безопасности. Приложения, которые могут помочь вам найти хорошие рестораны в другом городе. Кроме того, путем использования приложений для перевода могут быть значительно преодолены языковые барьеры.

15. Они не переоценивают свои способности

Даже самые яркие и выдающиеся личности могут потерпеть крах, если будут слишком переоценивать свои способности. Амбиции и трудолюбие – это прекрасные качества, которых нельзя стыдиться, но без умеренности эти качества могут быть опасными.

Во-вторых, наш разум имеет свои пределы, и когда мы слишком часто активно думаем о какой-нибудь проблеме, нам вряд ли удастся найти верное решение. Мы должны понимать, когда мы застреваем, и давать себе отдых. Другими словами, мы должны позволить нашему подсознанию захватить бразды правления и разобраться с ситуацией.

Вы будете удивлены, насколько часто при отвлечении от проблемы нас внезапно посещают гениальные решения! Более того, даже когда ответ кажется очевидным, лучше снова подумать над ним, но только утром. Как говорится, утро вечера мудренее.

16. Они не создают себе лишних врагов

Независимо от вашего статуса, будь вы состоявшийся предприниматель или сотрудник небольшой фирмы, вы, вероятно, сталкиваетесь с врагами, завистью и конкуренцией. При этом все, что мы делаем, это навешиваем на людей ярлыки.

Эти люди не обладают таким уж несносным характером. Просто ваши убеждения, идеологии или точки зрения несовместимы – только и всего! Проблема в том, что вы никогда не знаете, чего от них ожидать, и они, вероятно, воспринимают вас таким же образом, что приводит к враждебности и нервной атмосфере.

Важно видеть разницу между врагами, созданными обстоятельствами, и врагами, созданными нашими действиями. Мы уже пришли к выводу, что в плане врагов мы все имеем незначительную паранойю, так что лучше не провоцировать лишний раз никаких конфликтов. Когда вы общаетесь с упрямыми и вспыльчивыми людьми, будьте уверены, что вы не единственный, кто замечает их черты.

Вы не сможете доказать таким людям свою точку зрения. Поэтому вам остается только кивнуть или сказать, что вы не согласны, и на этом закончить обсуждение. При выборе партнеров, тщательно проверяйте своих потенциальных союзников и убеждайтесь, что они не склонны обманывать вас, но при всем этом стремитесь и им не показаться коварным и не заслуживающим доверия.

17. Они не позволяют своей гордости мешать развитию

Духовные учения обычно называют гордость грехом, но реальность, как правило, говорит о другом. Современное общество считает гордость вполне приемлемой, но, как бы то ни было, очень часто она становится главной преградой на пути к успеху и счастью.

Многие люди начинают считать себя настолько выдающимися личностями, что плюют на мнение каждого вокруг себя. Но умные люди полагаются на свой разум, который говорит о том, что гордость мешает, и в некоторых ситуациях будет разумным отбросить ее.

18. Они не кладут все яйца в одну корзину

Это и ежу понятно. Никогда не стоит полностью вкладывать себя, свое время, идеи и средства в реализацию одной идеи. У вас всегда должны быть резервные планы, альтернативы и т.д. В таком случае даже если вы проиграете, то потеряете не все, а лишь часть своих ресурсов.

19. Они не лгут себе, что все будет легко

Наконец, не живите в иллюзиях, что жизнь – это легкая штука. Ваши планы могут быть сорваны миллионы раз. Но яркие и умные люди знают, как собраться с силами после провала и вернуться на свой путь с еще большим энтузиазмом. Даже когда все кажется простым, и дела идут гладко, не теряйте бдительности – это может быть затишье перед бурей.

Умные люди любят принимать вызовы, им нравятся острые ощущения, которые они получают, преодолевая препятствия. Время простоя и стабильности освежает и расслабляет, но обсуждение и решение новых проблем – вот то, чем они живут.

20. Они не идут на неоправданный риск

В какой-то момент своей жизни мы все оказывались в ситуации, когда мы могли рискнуть в обмен на большую выгоду. И если вы адреналиновый наркоман, то девиз «высокий риск – высокая награда» может звучать для вас очень привлекательно.

Но быть умным и расчетливым – это значит забыть о таком подходе, поскольку он не предполагает, что вы будете ограждены от опасности потерять все.
Даже небольшие риски, такие как лотереи, являются плохим выбором; если у вас есть лишние деньги, не лучше ли сохранить их и подождать, пока накопиться приличная сумма? Работа для достижения успеха никак не связана с эфимерной возможностью изменить свою жизнь в одночасье.

К каждому из этих выводов многие люди приходят годами методом многочисленных проб и ошибок. И когда мы примем для себя эти принципы и модели поведения по-настоящему умных людей, мы начнем избегать лишних глупых ошибок. А при таком подходе все остальное придет естественным путем. Развивайтесь и вы увидите, что успех не за горами!