Способа решить эту проблему и. Как решать любые проблемы

Что бы вас ни беспокоило: выбор нового гаджета, отношения с партнёром или завышенные требования нового начальника - у вас есть четыре способа избавиться от этого чувства:

  • изменить себя и своё поведение;
  • изменить ситуацию;
  • выйти из ситуации;
  • изменить своё отношение к ситуации.

Несомненно, есть ещё вариант оставить всё как есть, но это точно не про разрешение проблемы.

Всё, перечень закончился. Больше, как ни старайся, ничего не придумать. И если вы хотите поразмышлять над тем, как поступить, то предлагаю проделать следующие шаги.

Алгоритм действий

1. Сформулируйте проблему от первого лица

Проблемы «В мире ещё не создали гаджет, который мне нужен», «Он обо мне не заботится» и «Начальник - зверь, требует невозможного» неразрешимы. Зато проблемы «Я не могу найти гаджет, соответствующий моим критериям», «Я чувствую себя несчастной из-за того, что партнёр обо мне не заботится» и «Я не могу сделать то, что требует от меня начальник» вполне себе рабочие.

2. Проанализируйте свою проблему

Исходите из четырёх способов решения, представленных выше:

Возможно, вы поймёте, что хотели бы совместить несколько из них, например изменить своё отношение к ситуации и затем изменить своё поведение. А может быть, вы для начала будете рассматривать несколько способов на выбор. Это нормально.

4. Выбрав один, два или даже три способа, устройте себе мозговой штурм

Возьмите лист бумаги и ручку. Для каждого способа напишите как можно больше вариантов решения проблемы. На этом этапе отбросьте все фильтры («неприлично», «невозможно», «некрасиво», «стыдно» и прочие) и записывайте всё, что приходит в голову.

Например:

Изменить себя и своё поведение
Я не могу найти гаджет, соответствующий моим критериям Я чувствую себя несчастной из-за того, что партнёр обо мне не заботится Я не могу сделать то, что требует от меня начальник
  • Изменить критерии.
  • Сделать тайм-аут в поиске.
  • Написать разработчикам
  • Попросить проявить заботу.
  • Рассказать, как бы я хотела, чтобы он проявлял заботу.
  • Благодарить, когда заботится
  • Научиться делать это.
  • Объяснить, почему я не могу этого сделать.
  • Попросить кого-то сделать это

Для вдохновения:

  • Представьте себе человека, которого вы уважаете и который обязательно смог бы вам помочь. Какие варианты решения проблемы он бы предложил?
  • Попросите о помощи друзей и знакомых: мозговой штурм в компании проходит веселее.

Выберите наиболее подходящий для вас в данной ситуации.

6. Ответьте себе на следующие вопросы

  • Что мне необходимо сделать, чтобы претворить это решение в жизнь?
  • Что мне может помешать и как я смогу преодолеть это?
  • Кто мне может помочь сделать это?
  • Что я сделаю в ближайшие три дня, чтобы начать решать свою проблему?

7. Действуйте!

Без реальных действий все эти размышления и анализ - пустая трата времени. У вас всё обязательно получится! И помните:

Безвыходная ситуация - это ситуация, очевидный выход из которой вам не нравится.

Решение проблем - это важная часть роли управленца. Авторы, писавшие исключительно на эту тему, полностью разделяли мнение, что принятие успешных решений зависит от реализации ключевых этапов системного подхода. В этой статье рассматриваются различные типы проблем как в общих чертах, и с точки зрения различных подходов к их решению, а также этапы решения и использование методик, которые могут дать более высокий результат. Современные авторы также обращают внимание на необходимость создания организационной культуры и климата, благоприятного для решения вопросов инновационного характера, что особенно важно, когда организация подвергается коренным изменениям.

Типы проблем

Его классификация типов проблем, с которыми обычно сталкиваются люди, по Фрэнсису (Francis, 1990):

1. Таинственность - необъяснимость отклонения от ожидаемого результата, упор делается на недостаточности объяснения случившегося, неясности причины, из-за которой ожидания не оправдались.

2. Назначение задания - проблема возникает, когда задание индивидууму выдает другое лицо, когда происходит своего рода соглашение между начальником и подчиненным. Договорные отношения должны быть понятны, ясны, достижимы и согласованны.

3. Трудность - проблема возникает, когда чего-то сложно достичь из-за незнания, как управлять сложившейся ситуацией, или недостатка ресурсов.

4. Возможность - ситуация, которая обещает потенциальную выгоду.

5. Головоломка - неясно, какой ответ верный, а какой ошибочный. Чтобы прийти к верному ответу, запутанность и неопределенность должны быть разрешены. Некоторые головоломки могут никогда не разрешиться.

6. Дилемма - имеются по крайней мере два варианта действия, они оба примерно одинаково привлекательны или непривлекательны, и требуется проявить рассудительность, чтобы выбрать из них более верный.

Те или иные этапы в процессе решения в зависимости от типа проблемы становятся приоритетными.

Этапы решения проблемы

Разница между хорошим и плохим менеджером состоит в том, насколько они способны применять системный подход к решению проблемы. Уилсон (Wilson, 1993) приводит сравнение между различными ранее разработанными моделями решения. Все модели основываются на том, что необходимо идентифицировать и объяснить проблему, используя правое полушарие мозга, чтобы накопить информацию и идеи. Затем наступает фаза более узконаправленного обдумывания для анализа собранных данных и определения направления дальнейших действий. Уилсон заметил, что каждая из культур требует своего количества времени на различных стадиях решения проблем. На Востоке, к примеру в Японии, требуется намного больше времени для генерации творческих идей, чем в западных культурах, где решение приходит гораздо быстрее, но и времени на реализацию идей тратится больше. В большинстве моделей акценты сделаны на следующих ключевых этапах:

1. Анализ проблемы - на этой стадии собирается информация для определения реальности существования проблемы и причин ее возникновения, а также оценивается ее важность.

2. Постановка цели и определение критериев успеха - здесь нужно иметь ясное представление о цели и о том, как и с помощью каких показателей будет оцениваться успех в ее достижении.

3. Накопление информации - на данном этапе требуется собрать данные и выдвинуть идеи, из которых затем можно будет выбрать варианты и оценить их сравнительную полезность.

4. Принятие решения - после оценки принимается решение в пользу наилучшего направления деятельности.

5. Реализация, осуществление - планируется все то, что нужно сделать, и выполняется план действий.

6. Рассмотрение достигнутых успехов - дается оценка тому, что прошло хорошо, что менее хорошо, и высказываются замечания на будущее (это исключительно важная стадия, которая часто опускается).

Методы решения проблем

Существуют множество методик успешного решения проблем. Многие из них включают оценку ситуации и анализ важности полученных результатов. Задаются четыре ключевых вопроса:

1. Почему проблема является важной?
2. Насколько важен результат решения проблемы в сравнении с другими вещами, также требующими внимания?
3. Кто будет участвовать в решении проблемы?
4. С каким реальным давлением и ограничениями придется столкнуться?

Мозговой штурм (brainstorming), метод «рыбий скелет», диаграммы Парето и гистограммы - все это относится к методам накопления информации или анализа.

Технология мозгового штурма была разработана Алексом Осборном (Alex Osborn) в 1950-х гг. с целью стимулировать творческие начинания в генерировании идей. Идея должна излагаться свободно и сразу записываться в таблицу. Люди должны ощущать свободу в действиях и раскрытии идей. Обсуждение не производится до того момента, пока не приступят к этапу оценки этих идей.

Технология «рыбий скелет» была разработана Ишикавой (Ishikawa) и широко используется при решении проблем в процессе управления качеством. Эта методика помогает в понимании связи причин и результата.

Диаграммы Парето и гистограммы используются для отображения числовой информации о возможных причинах возникновения проблемы. Они названы так в честь итальянского экономиста, который, в частности, установил принцип 80/20 (работы, важность которых составляет для организации 80%, требуют 20% усилий руководства, а работы, важность которых не превышает 20%, требуют 80% усилий. Искусство руководителя - отделять и исполнять важнейшие работы)..

Анализ силовых полей - также полезная технология при оценке факторов. Шаги, которые требуется предпринять:

1. Ясное определение желаемого результата.
2. Выявление благоприятных и неблагоприятных действующих сил.
3. Установление путей снижения силы неблагоприятных воздействий или их устранения, определение возможностей для проявления благоприятных факторов.
4. Выбор действий, направленных на достижение желаемых изменений, которые могут быть предприняты.

Методики, рассмотренные выше, могут быть использованы индивидуально, но они более эффективно работают в команде, особенно в тех случаях, где требуется творческое мышление.

Решение проблем в составе команды

Хотя модель и методы решения проблем известны, сам процесс работы в команде требует управления для активизации ее участников. Команды на собственном опыте определяют, какие трудности могут помешать эффективному решению проблемы, если их не преодолеть. По ходу командной работы выявляется, какие участники команды более эффективны на стадии внесения идей, а какие - на стадии их развития и проработки.

Белбин (Belbin, 1981 ) провел исследования в колледже управления Хенли с целью определения характеристик успешных команд. Он выявил девять ролей для участников и соответствующее им поведение, которое будет способствовать успеху в команде. У каждой роли есть своя партия в игре для успешного решения проблем. Среди членов команды одни генерируют идеи, оценивают их полезность, другие доводят их до решения, которое может быть реализовано в трудовой среде. Третьи нужны для поддержки эффективной совместной командной работы и для обеспечения завершения задач.

Робсон (Robson, 1988 ) определил три ключевые проблемы, лежащие за пределами групповых решений, на которые стоит обратить внимание. Так, иногда проблема, которая была задана группе для разрешения, просто исчезает. И наоборот, люди могут неохотно присоединяться к группе, разрешающей проблему, из-за страха продемонстрировать незнание либо группы могут восприниматься другими служащими с подозрением.

Робсон придает большое значение как внутренним проблемам, связанным с использованием времени, межличностными трудностями, недостатком соответствующих навыков и мотивации, так и проблемам, связанным с процессом принятия решения командой.

Согласно этой концепции, когда команда превращается в связанную общность, из нее исключаются люди с противоречащими общему мнению взглядами, а остаются те, кто выражает согласие со взглядами большинства. Участники команды, принимая решения в группе, становятся такими уверенными, что иногда рискуют даже больше по сравнению с вариантом индивидуального принятия решения, поскольку самым важным в такой команде считается поддержание гармонии.

Решение проблем, возникающих в процессе труда

Имеется сколько угодно способов решения проблем, возникающих в процессе труда, многим из которых можно научиться у японцев, имеющих опыт решения таких важных сегодня организационных задач, как достижение и сохранение конкурентного преимущества. Приведем ссылку на подход кайзен (kaizen), в котором использованы многофункциональные команды и кружки качества.

Философия кайзен(кайдзен), созданная в Японии и описанная Уолкером (Walker, 1993), признана как основа конкурентного успеха страны на мировом рынке. Она сейчас широко применяется в производстве даже в компаниях, не имеющих связей с Японией. Кайзен - это технология обеспечения долговременного развития за счет создания системы, предусматривающей постоянное внесение множества небольших изменений непосредственно на каждом рабочем месте. Система реализует так называемый «клиенто-ориентированный» подход, в рамках которого клиенты, внешние (покупатели) и внутренние (сотрудники), воспринимаются как наиболее важное достояние организации. Это требует атмосферы вовлеченности, ответственности и открытости.

Бесконечный цикл усовершенствований является мощной технологией, применяемой в этом подходе, и включает:

План - обследование/понимание/определение.

Дело - адекватные действия.

Проверка - подтверждение эффекта/оценка.

Акт - обратная связь с первоисточником.

Его можно назвать циклом ПДПА. Часто говорится, что японские менеджеры тратят 80% рабочего времени на планирование, в то время как на Западе столько же - на деятельность. Японские менеджеры стремятся к быстрому прохождению цикла ПДПА, особенно на первых двух этапах. Они дотошны в стандартизации и проверке каждой стадии развития системы.

Стефанс (Stephens, 1988) подчеркнул важность организационного климата как стимула или барьера на пути к эффективному решению проблемы. Множество организаций в творческом решении задач попадали в прошлом в провалы, поскольку преобладающим стилем управления на пути принятия рискованных решений было создание людям препятствий. Успешные организации поддерживали риски, принимая неудачу как реализованную возможность и вознаграждая за инновационные идеи. Авторитарный, критический стиль управления заставляет людей приспосабливаться к стратегии низкого уровня риска. Менеджеры, делегирующие решение проблем персоналу, дают возможность процессу выйти на такой уровень, где люди получают необходимую им информацию и принимают на себя обязательства за рекомендации.

В последующие десять лет решение проблем будет связано с преодолением не только функциональных, но и культурных границ и границ между компаниями. Так как бизнес становится все более глобальным, люди будут вынуждены развивать свои навыки в разрешении самых разных вопросов в условиях множества культур Их успешность будет зависеть от используемых методов и выявления тех разнообразных сил, происхождение которых зависит от принадлежности людей к той или иной культуре.

Процесс решения задачи состоит из таких основных подпроцессов, как:

  • Обнаружение проблемной ситуации;
  • Постановка задачи - строгое определение исходного (данного) и требуемого;
  • Нахождение решения задачи.

Эти этапы можно обнаружить во многих теориях решения задач. Так, стадии постановки задачи и нахождения решения задачи отчётливо видны в теориях последователя Вюрцбургской школы Отто Зельца, гештальт-психолога К. Дункера и когнитивиста Грино, несмотря на все их различия.

Стадии решения задачи в теориях О. Зельца, К. Дункера, Грино

О. Зельц К. Дункер Грино
1. Образование комплекса, в который входят: а) характеристики известного и б) отношения известное-неизвестное, определяющие в) место неизвестного в комплексе. Незавершённость этого комплекса - суть проблемности. 1. Проникновение в проблемную ситуацию - понимание её внутренних связей, восприятие её как целого, заключающего в себе некий конфликт. 1. Построение когнитивной сети, состоящей из элементов известного (данного) и неизвестного (отношения между элементами известного и неизвестного пока не установлены).
2. Запуск интеллектуальных операций: припоминание или создание решения. 2. Нахождение функционального значения решения.
3. Реализация (воплощение) функционального значения в конкретное решение.
2. Построение связей (отношений) между элементами, модификация сети при помощи дополнительной информации из памяти.

Психологические факторы

На ход решения задачи и успешность её решения влияют следующие факторы.

  • Установка :
  • Характеристики субъекта :
  • Эмоцональное (мотивационное) состояние :
  • Предшествующая неудача снижает эффективность решения;
  • Наилучшие результаты имеют место при средней интенсивности мотивации; чрезмерная или недостаточная мотивация приводит к ухудшению результатов (закон Йеркса - Додсона).
  • Знания : могут как повышать, так и снижать эффективность решения (из-за стереотипизации, привычки).
  • Интеллект : люди с низким интеллектом более восприимчивы к установке.
  • Личность : показано, что успешность решения задач связана с 1) гибкостью, 2) инициативой, 3) уверенностью , 4) нонконформизмом , 5) способностью сдерживать движения (очень медленно чертить линии и и т. п.).

Теории решения задач

Информационный подход

С точки зрения информационного подхода задача - это различие между двумя состояниями; задача считается решённой, когда признаки имеющегося и требуемого состояния идентичны. Таким образом, процесс решения задачи имеет место, когда организм или система искусственного интеллекта осуществляет переход из данного состояния в желаемое целевое состояние .

Представители информационного подхода исходили их того, что человек, так же как компьютер , оперирует символами (знаками), следовательно, вычислительные машины можно «использовать как устройства для имитации процесса человеческого мышления» . Модели решения задач, которые они создавали, зачастую одновременно представляли собой компьютерные программы (наиболее известный пример - «Универсальный решатель задач» (англ.) Ньюэлла и Саймона, созданный в 1957 году).

Линдсей и Норман

Линдсей и Норман описывают решение задач следующим образом.

Вся имеющаяся на данный момент информация , относящаяся к задаче, называется состоянием осведомлённости . Решение задачи представляет собой последовательный переход от одного состояния осведомлённости к другому, а затем к следующему и т. д., пока не будет достигнуто требуемое окончательное состояние осведомлённости, т. е. решение. Такие переходы осуществляются с помощью операторов - средств, уменьшающих разрыв между наличным состоянием осведомлённости и тем состоянием, которое последует за ним. Нахождение операторов и составляет главную сложность при решении задачи.

Возможны две стратегии решения: прямой и обратный поиск. 1. При прямом поиске «человек сначала испытывает какой-то метод подхода к задаче, а затем смотрит, продвинулся ли он вперёд в результате его применения». 2. При обратном поиске «человек рассматривает искомое решение, задаваясь вопросом: какой предварительный шаг необходим для того, чтобы прийти к нему? После определения этого шага определяется шаг, непосредственно ему предшествующий, и т. д., в лучшем случае - влоть до отправной точки, заданной в постановке исходной задачи». Обратный поиск осуществляется с помощью анализа средство-результат (сопоставления средств и целей): на каждом шаге данная промежуточная цель сравнивается с наличным состоянием осведомлённости и находится оператор - средство, уменьшающее разрыв.

Имеются два вида операторов: 1) алгоритмы (совокупность правил, гарантирующих результат) и 2) эвристические приёмы (для сложных задач, где не найдены алгоритмы).

Психофизиологические данные

Исследование О. К. Тихомирова

Появлению в сознании решения задачи предшествует эмоциональная активация и чувство близости решения.

Это установил О. К. Тихомиров, изучая процесс решения шахматных задач . Он предлагал испытуемым рассуждать во время решения задачи вслух и параллельно регистрировал их кожно-гальваническую реакцию (КГР), которая служила признаком эмоциональной активации.

Эксперименты показали, что сначала возникает эмоциональная активация . За ней - обычно через 0-0.5 секунд - следуют эмоциональные восклицания («Ага!», «Ой!» и т. п.). За эмоциональными восклицаниями обычно следуют слова, обозначающие чувство близости решения : приближение к неосознанной ещё идее («так-так-так-так», «вот-вот-вот-вот», «наверное…») или ещё неясные результаты поиска («что-то мелькнуло», «что-то есть», «кажется, нашёл», «кажется, решено»); реже это выражение необходимости попробовать («попробуем-попробуем», «интересно-интересно»), сомнения («„а“… „а“… или не „а“?») или сигналы самоостановки («стоп-стоп-стоп-стоп»); ещё реже сразу называется решение. За этим следует решение - называние конкретного принципиального для решения задачи хода, - через 1.5-13.5 секунд после появления эмоциональной активации, в среднем - через 5.5 секунд.

Решение задач животными

Дискуссии относительно механизмов решения задач животными разворачиваются вокруг метода проб и ошибок и инсайта .

Метод проб и ошибок

Торндайк (1889) полагал (и экспериментально демонстрировал), что механизмом решения задач животными является не понимание и рассуждение, а метод проб и ошибок .

Торндайк помещал животных (кошек) в специальные проблемные ящики - клетки «с секретом», выход из которых открывался нажатием на кнопку или рычаг, потягиванием за шнур, петлю и т. п., которые находились в клетке или около самой решётки снаружи. Торндайк обнаружил, что сначала кошки мечутся по клетке и цепляются за всё, что могут достать; в результате этого они рано или поздно случайно задевают механизм, открывающий клетку, и освобождаются. Когда кошку вновь сажают в клетку, её хаотическая активность приводит к успеху немного быстрее, в следующий раз ещё быстрее и т. д. Кривые научения демонстрируют постепеное овладение решением.

Согласно теории Торндайка, животные действуют случайным образом, причём вероятность повторения подкреплённой реакции возрастает .

Однако некоторые данные самого Торндайка говорят против его теории. Так, в случаях с некоторыми «ленивыми» кошками Торндайка «внимание, которое нередко сочетается с недостатком энергии, позволяло кошке быстрее образовать ассоциацию после первой удачи» . А заменив впоследствии (1901) кошек обезьянами, Торндайк обнаружил, что почти все задачи решались «путём быстрого, нередко казавшегося мгновенным, оставления безуспешных движений и выбора правильного... Естественно заключить, что обезьяны, внезапно переходящие от множества беспорядочных движений к одному определенному действию с крючком или задвижкой, имеют понятие о крючке, о задвижке или о том движении, которое они производят»…

Р. Вудвортс отмечает, что «не было обнаружено ни одного случая такого поведения в проблемной ситуации , когда животное бросалось бы на все окружающее без всякого учета объективной ситуации. Животное всегда реагирует на те или иные предметы, и почти всем его реакциям присуща известная степень правомерности. Метод проб и ошибок состоит не в слепых, рассчитанных на случайную удачу движениях, а в испробовании определенных путей к цели. Насколько мы можем судить по поведению животного, у него всегда имеется некоторое схватывание объективной ситуации. Другое дело, что в любой ситуации, которую можно назвать проблемной, это схватывание никогда не бывает с самого начала полным. Ситуация должна быть исследована, а это редко может быть сделано без передвижений и манипулирования. Но даже при первом взгляде на ситуацию общие очертания проблемы вскрываются в достаточной мере, чтобы до известной степени ограничить область исследования и манипулирования».

Инсайт

Решение задач путём внезапного озарения (инсайта) , понимания ситуации, проникновения в её суть описано В. Кёлером . Эксперименты Кёлера демонстрируют следующие примеры того, как это происходит.

  • Курица, видя перед собой цель, отделённую от неё некоторым препятствием (забором), «совсем беспомощна, постоянно налетает, если видит цель перед собою сквозь решётку, на препятствие, беспокойно бегая туда и сюда», и не способна добраться к этой цели иначе как с помощью таких метаний, лишь постепенно приближающих её к цели (что напоминает описания Торндайка). Напротив, собака или ребёнок (например, девочка 1 года 3 мес., едва научившаяся ходить), оценив пространственные характеристики ситуации, могут сразу найти кратчайший обходной путь.
  • Обезьяна способна схватить палку и достать ею еду, находящуюся вне клетки (без всяких проб и ошибок).
  • Случайно соединив две короткие палки, которые по отдельности недостаточно длинны, чтобы дотянуться до еды, шимпанзе тут же достаёт еду получившейся длинной палкой.
  • Шимпанзе влезает на ящик или даже ставит ящики друг на друга, чтобы достать высоко висящий плод.

Использование орудий

Известно, что животные в некоторых случаях способны использовать орудия при решении задач, однако дискуссионным остаётся вопрос о том, в какой мере такое использование является врождённым (инстинктивным), а в какой - проявлением интеллекта .

Примеры использования орудий животными.

Сегодня я с Вами поделюсь технологией решения любых жизненных проблем. Она работает даже в тех случаях, когда, на первый взгляд, вариантов решения нет. Дочитайте эту статью до конца, я Вам приготовил подарок.

Когда речь заходит о проблемах на ум приходит один прекрасный анекдот. На собеседовании задают вопрос: «Какими талантами Вы обладаете?» Кандидат задумался и отвечает: «У меня есть один талант: я могу любую элементарную задачу превратить в безвыходную ситуацию с кучей проблем».

Таким талантом обладает большая часть человечества. Простыми словами это называется «сделать из мухи слона». Почему так происходит? Главная причина – это попытка решить проблему, находясь в возбуждённом эмоциональном состоянии. Помните фрагмент из фильма «Бриллиантовая рука»: Шеф, всё пропало».

В 2008 году, когда моя жена была на восьмом месяце беременности, руководитель компании в которой я работал объявил о закрытии бизнеса. Как? Почему? Почему именно сейчас? В голове всплывали мысли: «Что теперь?» «Чем гасить кредит, взятый под 36% годовых?» «Через месяц рожать, а денег нет и долгов выше крыши…» Чем закончился этот внутренний диалог на эмоциях? Тремя днями отлёжки с высоким давлением. Решил ли я эту проблему, накрутив себя до белого каления. Конечно же нет, я только усилил её. Что произошло через три дня? Я успокоился и занялся решением этой проблемы. Сначала обзвонил всех поставщиков и попросил помочь подыскать подходящий вариант работы. Большая часть на автомате ответила, что будет иметь ввиду (не понятно: меня, мою ситуацию или…)

Этот случай дал мне возможность определить кто есть кто в моём окружении. Откликнулся один человек. Его зовут Дмитрий, которому я буду Благодарен до конца дней своих. Он меня познакомил с прекрасным и порядочным человеком, с моим нынешним наставником по бизнесу Павлом Викторовичем и в моей карьере начался новый виток моего карьерного и личностного развития.

Анализируя эту ситуацию сейчас я понимаю, что при возникновении любой проблемы нужно себе задавать вопросы не «Почему?», а «Для чего?» За решением любой проблемы, всегда стоит такая же или ещё большая возможность.

Пару слов хочу сказать о вопросах. Задавая себе бесконечную череду вопросов «Почему?» Вы накаляете эмоции, которые затмевают собой весь здравый смысл. И загоняете себя в тупик. Безусловно нужно понять причину этого препятствия, но вопрос должен формулироваться так: «О чём сигнализирует эта проблема и к чему приведёт её решение?» Проблемы и препятствия – это тренировка.

Как же оказать себе первую скорую помощь, когда очередное испытание пришло в Вашу жизнь. Обычно все говорят: «Успокойся, всё будет хорошо и т.д.» Как успокоиться? И что означает успокоиться?

Итак, как только жизнь Вам бросает очередной вызов, нужно вспомнить «золотое правило»: «Никогда не решать проблемы на эмоциях». Вспомните, что происходит с Вами, когда Вы сталкиваетесь с проблемами? Пульс учащается, дыхание сбивается, в голове бардак… Проще говоря – паника. Успокоиться Вам поможет простое дыхательное упражнение.

Сделайте глубокий вдох, поднимая руки вверх, как будто пытаетесь максимум впитать в себя и на выдохе опускайте руки. Давайте проделаем это упражнение вместе. Выполняя его, концентрируйтесь на дыхании. Постарайтесь чтобы вдох и выдох были как можно длиннее и каждый из них по времени занимал от 15 секунд до 30 секунд. При необходимости повторите несколько раз. Результатом этого упражнения будет нормализация пульса и дыхания и готовность перейти от проблемы к её решению.

Если это действие не помогло, переходите к плану «Б». Отложите решение проблемы и отправляйтесь на прогулку на свежем воздухе. Я вполне серьёзно… Единственное исключение: кому-то плохо и требуется немедленное реагирование. Во всех остальных случаях полчаса на свежем воздухе принесут пользы в разы больше, чем Вы будете продолжать сидеть и тупить, не зная, что делать. Поверьте, за 30 минут ничего смертельного не произойдёт.

После прогулки приступайте к поиску решения. В этом нам поможет прекраснейшее упражнение «Мозговой штурм». Для его выполнения нам понадобиться ручка и лист бумаги. Его можно выполнять в одиночку и привлекая других людей.

Для чего это нужно? При возникновении проблемы она стоит перед нами бетонной стеной и мешает увидеть, какие возможности за ней скрываются. Наша задача «подтолкнуть» эту стену, чтобы она стала мостом между тем местом, в котором мы находимся сейчас и тем, куда хотим попасть. Проще говоря, превратить проблему в подцель.

Технология очень простая. В верху листа бумаги напишите свою проблему. Затем начинайте писать варианты решения все, которые приходят в голову. Забудьте о всяких возможно и невозможно, бред не бред, реально или нет, не редактируйте, не думайте, не подавляйте воображение, так можно упустить самое интересное. Просто выплесните все идеи на бумагу. Все идеи хороши. Мозговой штурм помогает избавиться от «мусора» в голове и помогает поверить в то, что выход из ситуации есть и не один. Ничто так не возбуждает нас к действию, как ясность направления движения.

Когда идеи иссякнут, выберите несколько вариантов, которые больше всего возбуждают вас, не смотря на то, что они могут вызывать страх от своей масштабности. Остальные варианты не удаляйте. Постарайтесь найти в них хоть что-то, что может Вам помочь.

Когда варианты решений будут определены, распишите план достижения и немедленно приступайте к целенаправленным действиям.

При возникновении любой проблемы нужно понимать главное: «Никогда в нашей жизни не возникают проблемы непосильные нам и то, что за каждой проблемой скрывается такая же или ещё большая возможность». Это понимание добавит уверенности в том, что Вы можете справиться с любой проблемой.

А теперь обещанный подарок. Если у Вас есть проблема, которую Вы не можете решить самостоятельно, озвучьте её в комментариях к этому видео и я выберу три наиболее интересных варианта и абсолютно бесплатно помогу найти варианты решения. Если эта проблема у Вас действительно болит, поспешите.

На сегодня это всё. До новых встреч, друзья.

Черная полоса может стать взлетной

Время от времени все мы сталкиваемся с проблемами. Порой некоторые ситуации и обстоятельства кажутся нам безвыходными. Хочется убежать, закрыться, забыть всё произошедшее. Но стоит ли?

Ведь тогда урок повторится вновь. Есть ещё способ уйти в проблему, думать о ней день и ночь, лить слёзы, залить её, запить или заесть, в общем, чем-нибудь замаскировать. И найти виноватых!

Жалобы на проблему и поиск виноватых также только отнимут наши силу и энергию и уведут от решения проблемы.

Важно также помнить, что чем больше мы будем сопротивляться, тем более будет нагнетаться и усложняться ситуация.

Нужно найти выход! И лучше не один. Как говорится, из любой безвыходной ситуации есть как минимум три благоприятных выхода .

Какие же существуют способы решения проблем, и как выбрать наиболее подходящий, а может, сочетать их?

1. Взгляд со стороны.

Этот метод предполагает самостоятельный поиск информации. За всю свою историю человек нашел решение великому множеству проблем. И результаты своих решений он фиксировал на материальных носителях: папирусе, бумаге, камне, компьютере.

При решении проблемы целесообразно, в первую очередь, самостоятельно обратиться к источникам бесконечной информации.

2. Обратиться к специалисту.

Мы живем в обществе, нас окружают тысячи людей, каждый из которых является экспертом в какой-то области. Психолог, таролог, астролог, коуч, экстрасенс, есть даже специалисты по решению проблем.

Специалист по решению «проблем вообще» отличается от них лишь тем, что работает с проблемами, которые требуют не обширных познаний и большого опыта в узкой области, а лишь сообразительности, аккуратности, здравого смысла, кое-каких базовых представлений, общего навыка работы с проблемами и, конечно же, вдохновения.

Несомненно, с возникшей у вас проблемой уже кто-то сталкивался. Скорее всего, они уже были когда-то кем-то решены, и причем много раз.

Работа профессионала экономит ваши время и нервы, однако хороший профессионал стоит дорого, и может выработаться зависимость от психолога, когда человек как не решал свои проблемы, так и не решает.



3. Попросить о помощи близких вам людей.

Этот способ решения проблем является одним из самых традиционных. Способ достаточно надёжный, так как это люди, общение с которыми доставляет вам удовольствие. Часто такое общение может успокоить, дать поддержку.

Расскажите родным, друзьям, людям, которым вы действительно доверяете. Они всегда будут готовы помочь – советом, делом. Это намного лучше, чем утопать в негативных мыслях и переживаниях.

Это хорошая возможность получить «взгляд со стороны». Главное – не быть назойливым и самому всегда быть готовым оказать подобную помощь.

4. Сменить фокус.

Часто мы слишком близко и слишком эмоционально вовлечены в проблему, чтобы увидеть и оценить ее с хорошей перспективы. Попытайтесь смотреть на проблему как сторонний наблюдатель. При более широком обзоре вы увидите больше возможностей.

Часто мы думаем о проблеме, смакуем ее в мозгу, сосредоточены на ней, но она не решается. Мы пытаемся решить умом, заглушая интуицию. Чтобы она решилась, надо убрать с проблемы внимание, убрать важность.

Содержимым автоматического письма очень часто бывают рисунки, непонятные знаки, круги и, конечно, тексты.

Вам остаётся только записывать всё, что приходит в голову. Делать это необходимо от 20 минут до часа. Основной смысл и цель процесса автоматического письма – отдаться потоку воспринимаемых вами ощущений.

Понимание проблемы и выход из нее придет в самом письме.

6. Хоопонопоно.

Хоопонопоно – это древнее гавайское искусство решения проблем. В переводе с гавайского языка слово «хоопонопоно» означает «исправить ошибку» или «расставить всё по местам». Существуют четыре утверждения, которые вы должны повторять снова и снова, безостановочно:

«Мне очень жаль».

«Пожалуйста, прости меня».

«Я люблю тебя».

«Благодарю тебя».

Если вам не нравится что-то в другом человеке, значит, это есть и в вас. Ваша задача - избавиться от этого. Когда вам это удастся, другой человек также изменится.

Когда вы применяете Хоопонопоно, вы не очищаете человека, место или событие, а нейтрализуете энергию, связанную с этим человеком, местом или событием. Плюсом этого метода является то, что всё происходит внутри вас, посредник не нужен.



7. Расстановки.

Этот метод разработан немецким психотерапевтом Бертом Хеллингером. Расстановка – это результативный метод, позволяющий легко и наглядно определить проблему.

С помощью этого метода можно обнаружить причины, которые привязывают человека к определенной системе отношений, ограничивают свободу действий и затрудняют личное развитие, мешая ему строить собственную жизнь.

С помощью расстановки можно провести анализ происходящего с вами, найти действенное решение в вашей ситуации и

8. Реинкарнационика.

«Если появилась проблема, нужно в нее глубоко погрузиться. Тогда ты либо найдешь сокровище, если оно там вообще есть, либо обнаружишь там одну пустоту. В обоих случаях ты обогатишься.

Обнаружив сокровище, ты, естественно, разбогатеешь. Обнаружив пустоту, ты покончишь со всем этим », – это Ошо как будто о реинкарнационике.

Именно погружение в себя, в свои воспоминания предполагает этот метод. Здесь не может быть чужих ответов, готовых решений. Реинкарнационика ищет корень проблемы, причём сквозь время и пространство. А дальше дело за малым – решение.

Владимир Жикаренцев:

Если у нас хватило сил создать проблему или болезнь в своей жизни, следовательно, у нас есть силы решить эту проблему.

Вспоминая прошлые жизни , вы поймёте, что справлялись с подобной проблемой уже не раз, а если нет, то осознаете, к какому результату привёл тот подход, который вы уже использовали. Возможно, повторяющаяся ситуация тянется не одну жизнь.

Часто проблема, блок хранят ресурс, творческий потенциал, то самое сокровище, обнаружив которое, вы уже не будете прежним. И не важно, где и когда вы его оставили, оно ваше, и в любой момент вы можете им воспользоваться.

Всё, что вам нужно для того, чтобы воспользоваться этим методом решения проблем – это доверие себе, хороший проводник и Интернет.

Реинкарнационика также предполагает самопомощь, самопогружение, а это значит, вы сами можете стать специалистом по решению проблем и помогать другим.

Выход есть всегда. И самое удивительное заключается в том, что он вам известен. Вы знаете, как решить самую сложную проблему, как вам найти выход из самой трудной и запутанной ситуации.

Можно и нужно учиться у проблем, создавать и обнаруживать те возможности, которые иначе не были бы раскрыты.