Насилие в семье. Проблема насилия в отношении детей: виды, формы, последствия, оценка факторов риска К психологическому насилию относится

Покинут счастьем будет тот, Кого ребёнком плохо воспитали, Побег зелёный выпрямить легко, Сухую ветвь один огонь исправит. Саади

насилию в семье

Вербий Е. Ю., учитель английского языка

Дёмкина В. В., учитель математики

МКОУ «Крепинская СОШ» Калачевский р-он

Волгоградской обл.

Виды насилия

1. Физическое

2. Эмоциональное

Что Вы говорите ребёнку, Что Вы говорите ребёнку,

  • когда он в очередной раз не убрал в комнате?
  • когда он прогулял уроки?
  • когда он в очередной раз пришёл домой в не назначенный час?

Ситуации

1. «Сколько раз повторять: немедленно убери бардак в своей комнате!»

  • 1. «Сколько раз повторять: немедленно убери бардак в своей комнате!»
  • 2. «Ты прогуливаешь уроки и хочешь остаться неучем!»
  • 3. «Ты никогда не приходишь вовремя! В следующий раз будешь ночевать под дверью!»
1. «Мне становится неловко, когда гости видят неубранную постель. Под покрывалом она смотрится гораздо лучше». 2. «Сегодня звонила классная руководительница по поводу твоей посещаемости. Мне было очень стыдно во время разговора, и я хотела бы избежать этих переживаний. Каждый сам отвечает за свои поступки, а если тебе нужна помощь, мы можем поговорить об этом». 3. «Когда в семье кто-то приходит позже, чем мы договаривались, я волнуюсь так, что не нахожу себе места. Мне хочется видеть тебя дома к десяти часам вечера, а в особых случаях мы можем договариваться отдельно. Тогда я буду чувствовать себя спокойно». 1) Похвала 1) Похвала 2) Обнять, приласкать, улыбнуться 3) Подарок, награда 4) Пойти куда-то вместе 5) Поиграть в любимую игру 6) Разрешить что-то сделать, заняться любимым делом 7) Исполнение желаний, дать сладкое 8) Одобрение поступка

Поощрения

1) Лишение чего-либо (морального или материального) 1) Лишение чего-либо (морального или материального) 2) Поставить в угол, домашний арест 3) Обругать, пристыдить 4) Молчание, т. е бойкот 5) Заставить что-либо сделать 6) Физическое наказание (шлепок, намеренная боль) 7) Порицание 8) Сравнение с другими детьми 9) Жалоба папе

Наказания

1) Уважение к детям 1) Уважение к детям 2) Последовательность 3) Учет возрастных и индивидуальных особенностей, уровня воспитанности 4) Справедливость: нельзя наказывать сгоряча 5) Соответствие между отрицательным поступком и наказанием 6) Твердость, если наказание объявлено, то его не следует отменять 7) Коллективный характер наказания - участвует вся семья.

которые необходимо учитывать при наказании

Слово Слово

2) Не давайте своему ребенку несбыточных обещаний.

3) Не ставьте своему ребенку каких бы ни было условий.

4) Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка.

5) Не наказывайте ребенка за то, что позволяете делать себе.

6) Не изменяйте своим требованиям по отношению к ребенку в угоду чему-либо.

7) Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом.

9) Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимости от его учебных успехов.

Памятка для родителей

Родители, которые хотят иметь детей, должны не только ставить себе вопрос: какого ребёнка я хочу вырастить, но и какую старость я хочу иметь и буду ли я её иметь вообще?

Дети – во всех смыслах – наше будущее.

Если мы не хотим иметь жестокое будущее, мы обязаны противостоять жестокости и насилию в настоящем.

Все интересующие вопросы вы можете задать специалистам на сайте WWW.YA-RODITEL.RU

Памятка для родителей

«Противодействие жестокому обращению с детьми»

Прежде чем применить физическое наказание к ребенку,

ОСТАНОВИТЕСЬ!

«Я тебя люблю, мы рядом, мы вместе, и мы всё преодолеем».

Из истории детей убивали в ритуальных целях: считалось, что убитый ребенок может помочь бесплодным женщинам справиться с болезнями, обеспечить здоровье и молодость; их хоронили под фундаментом здания, чтобы сделать его прочнее; детей продавали и покупали.


Насилие - это принуждение, неволя, действие стеснительное, обидное, незаконное, своевольное. Под домашним или семейным насилием понимают определенную систему поведения одного члена семьи по отношению к другому (другим), имеющую целью сохранение власти, контроля и внушение страха. Насилие в семье - это вид отношений между близкими людьми, когда один притесняет другого или причиняет ему какой-либо ущерб. Существует еще другое определение: под семейным насилием понимают систематические агрессивные и враждебные действия в отношении членов семьи, в результате чего объекту насилия могут быть причинены вред, травма, унижение или иногда смерть. Насилие совершается и в подростковой среде.


Целью насилия, как правило, является завоевание тех или иных прав и привилегий, а также господства и контроля над человеком путем оскорбления, запугивания, шантажа и др. Насилие в семье может иметь различный вектор направленности: со стороны мужа по отношению к жене; со стороны жены по отношению к мужу; со стороны одного или обоих родителей по отношению к детям; со стороны старших детей по отношению к младшим; со стороны взрослых детей и внуков по отношению к родителям или престарелым родственникам; со стороны одних членов семьи по отношению к другим.




Научными исследованиями установлено, что: насилие в той или иной форме совершается в каждой четвертой российской семье; ежегодно около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет избиваются родителями; для 10% этих детей исходом становится смерть, а для 2 тыс.- самоубийство; более 50 тыс. детей в течение года уходят из дома, спасаясь от собственных родителей, а 25 тыс. несовершеннолетних находятся в розыске.
















Защита детей государством Конвенция о правах ребенка; Закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних«; З акон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации«; Группа депутатов внесла в Государственную думу законопроект, предусматривающий усиление гарантий прав детей на надлежащее духовно-нравственное воспитание, а также ответственности за жестокое обращение с несовершеннолетними.


Кроме того, авторы законопроекта обращают внимание на то, что в ныне действующем законодательстве предусмотрено более строгое наказание за жестокое обращение с животными - лишение свободы на срок до двух лет, чем за жестокое обращение с несовершеннолетними - лишь ограничение свободы на срок до трех лет. За жестокое обращение с несовершеннолетними предлагается ввести уголовную ответственность - лишение свободы до трех лет.


Последствия жестокого обращения с детьми в семье уход в религиозные секты; объединения в неформальные группы с криминальной и фашисткой направленностью; агрессивное, преступное поведение детей; сбежавшие из дома дети умирают от голода и холода, становятся жертвами других детей, также сбежавших от домашнего насилия и др.







Пренебрежение Пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость) - это отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о нем, а также недобросовестное выполнение обязанностей по воспитанию ребенка, в результате чего его здоровье и развитие нарушаются.


Сексуальное насилие над детьми Сексуальное насилие над детьми американские исследователи определяют как любой сексуальный опыт между ребенком до 16 лет (по отдельным источникам - до 18 лет) и человеком, который старше его по крайней мере на 5 лет. Данный вид насилия характеризуется или как вовлечение зависимых, психически и физиологически незрелых детей и подростков в сексуальные действия, нарушающие общественные табу семейных ролей, которые они еще не могут полностью понять и на которые не в состоянии дать осмысленного согласия. Сексуальное насилие рассматривается как вариант особо жестокого обращения с детьми.


Психологическое насилие Эмоциональным (психологическим) насилием является однократное или хроническое психическое воздействие на ребенка или его отвержение со стороны родителей и других взрослых, вследствие чего у ребенка нарушаются эмоциональное развитие, поведение и способность к социализации.


К психологическому насилию относится угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме без применения физической силы; оскорбление и унижение его достоинства; открытое неприятие и постоянная критика; лишение ребенка необходимой стимуляции, игнорирование его основных нужд в безопасном окружении, родительской любви; предъявление к ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту или возможностям; однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму; преднамеренная изоляция ребенка, лишение его социальных контактов; вовлечение ребенка или поощрение к антисоциальному или деструктивному поведению (алкоголизм, наркомания и др.).


Причины возникновения насилия, лежащие в самой семье: материальные трудности; наличие в семье безработного; нерешенная жилищная проблема; алкоголизм и пьянство среди членов семьи; наличие наркоманов в семье; неполная семья; отчим или мачеха в семье; ребенок-инвалид или с проблемами со здоровьем; нежеланный ребенок; трудный ребенок; снятие многих моральных запретов; семейные конфликты; самоутверждение за счет слабых; культ жестокости, пропагандируемый в обществе.




Дети – главный подарок для мира, С ними чудесней земная картина. Всё понимают, берутся за всё Лучшее с ними людское житьё Частенько слабы, неумелы их руки, Но некогда думать ребятам о скуке. В движеньях, заботах их время проходит, Удача к усердным с годами приходит. В детские годы мечты расцветают, Взрослые часто об этом не знают. Надо детишкам права объяснить, Многому надо их обучить. Мир станет лучше на нашей планете, Если счастливыми будут все дети! Виктор Павлов

Слайд 2

является одной из

самых острых и распространенных социальных проблем.

Слайд 3

НАСИЛЬСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ

совершаются специально и направлены на достижение определенной цели;

наносят вред (физический, моральный, материальный) другому человеку;

нарушаются права и свободы этой особы;

делают невозможным эффективную самозащиту потерпевших от насилия (тот, кто совершает насилие, в большинстве случаев имеет преимущества)

Слайд 4

Научными исследованиями установлено, что:

насилие в той или иной форме совершается в каждой четвертой украинской семье;

ежегодно около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет избиваются родителями;

для 10% этих детей исходом становится смерть, а для 2 тыс.- самоубийство;

более 50 тыс. детей в течение года уходят из дома, спасаясь от собственных родителей, а 25 тыс. несовершеннолетних находятся в розыске.

Слайд 5

в 2008 году от жестокого обращения с детьми погибло 1914 детей, искалечено 2330 детей;

около 10 тыс. родителей лишаются судами родительских прав и более 2,5 тыс. детей забираются у родителей без такого лишения, поскольку нахождение ребенка в семье представляет угрозу его жизни и здоровью.

Слайд 6

В 80% случаев дети попадают в приюты и детские дома из-за невыполнения родителями своих прямых обязанностей по воспитанию, что создает реальную угрозу их жизни и здоровью.

Слайд 7

Основная причина жестокого обращения с детьми -внутренняя агрессивность

эмоциональное состояние, возникающее как реакция на переживание непреодолимости каких-то барьеров или недоступность чего-то желанного.

Слайд 8

Виды насилия над детьми в семье

физическое насилие;

пренебрежение;

психологическое жестокое обращение;

сексуальное насилие.

Слайд 9

ФИЗИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ

  • Слайд 10

    Физическое насилие

    Физическое насилие - это преднамеренное нанесение травм и/или повреждений ребенку, которые вызывают серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья, отставание в развитии.

    Слайд 11

    ФИЗИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ

    А также вовлечение ребенка в употребление алкоголя, наркотиков, токсических веществ. Физическое насилие над ребенком могут совершать родители, лица, их заменяющие, или другие взрослые.

    Слайд 12

    Чаще всего это происходит в семьях, где:

    убеждены, что физическое наказание является методом выбора для воспитания детей;

    нарушен эмоционально-психологический климат (частые ссоры, скандалы, отсутствие уважения друг к другу);

    родители находятся в состоянии стресса в связи со смертью близких, болезнью, потерей работы, экономическим кризисом и др.;

    родители предъявляют чрезмерные требования к детям, несоответствующие их возрасту и уровню развития;

    дети имеют особенности: недоношенность в анамнезе, наличие соматических или психических заболеваний; они гиперактивны, неусидчивы.

    Слайд 13

    Физическое насилие проявляется как:

    удары по лицу;

    тряски, толчки;

    затрещины,

    удушения,

    заключение в запертом помещении, где они удерживаются силой;

    избиение ремнем, веревками;

    нанесение увечий тяжелыми предметами, даже ножом.

    Слайд 14

    ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ

  • Слайд 15

    ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ (ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ) НАСИЛИЕ

    Постоянные или периодические словесные оскорбления ребенка, угроза со стороны родителей, опекунов, учителей, унижение его человеческого достоинства, обвинение в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви, ненависти к ребенку, постоянная ложь, обман ребенка.

    Слайд 16

    К психологическому насилию относятся:

    угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме без применения физической силы;

    оскорбление и унижение его достоинства;

    открытое неприятие и постоянная критика;

    лишение ребенка необходимой стимуляции, игнорирование его основных нужд в безопасном окружении, родительской любви;

    предъявление к ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту или возможностям;

    однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму;

    преднамеренная изоляция ребенка, лишение его социальных контактов;

    вовлечение ребенка или поощрение к антисоциальному или деструктивному поведению (алкоголизм, наркомания и др.).

    Слайд 17

    ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ, ПОДВЕРГШИХСЯ

    ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ (ЭМОЦИОНАЛЬНОМУ)

    задержка психического развития;

    невозможность сконцентрироваться, плохая успеваемость;

    низкая самооценка;

    эмоциональные нарушения в виде агрессии, гнева (часто обращенных против самого себя), подавленное состояние;

    избыточная потребность во внимании;

    депрессия, попытки суицида;

    неумение общаться со сверстниками (заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость или агрессивность);

    ложь, воровство, девиантное (или "отклоняющееся", асоциальное)поведение;

    нервно-психические и психосоматические заболевания: неврозы, энурез, тики, расстройства сна, нарушения аппетита, ожирение, кожные заболевания, астма и др.).

    Слайд 18

    Особенности поведения взрослых, совершающих эмоциональное насилие:

    не утешают ребенка, когда тот в этом нуждается;

    публично оскорбляют, бранят, унижают, осмеивают ребенка;

    сравнивают с другими детьми не в его пользу, постоянно сверхкритично относятся к нему;

    обвиняют его во всех своих неудачах, делают из ребенка "козла отпущения" и пр.

    Слайд 19

    Пренебрежение

    Пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость) -это отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о нем, а также недобросовестное выполнение обязанностей по воспитанию ребенка, в результате чего его здоровье и развитие нарушаются.

    Слайд 20

    Чаще всего пренебрегают основными нуждами детей родители или лица, их заменяющие:

    алкоголики, наркоманы;

    лица с психическими расстройствами;

    юные родители, не имеющие опыта и навыков родительства;

    с низким социально-экономическим уровнем жизни;

    имеющие хронические заболевания, инвалидность, умственную отсталость;

    перенесшие жестокое обращение в детстве;

    социально изолированные.

    Слайд 21

    Последствия жестокого обращения с детьми в семье

    уход в религиозные секты;

    объединения в неформальные группы с криминальной и фашисткой направленностью;

    агрессивное, преступное поведение детей;

    сбежавшие из дома дети умирают от голода и холода, становятся жертвами других детей, также сбежавших от домашнего насилия и др.

    Слайд 22

    СЕКСУАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ

  • Слайд 23

    Сексуальное насилие (совращение) – это использование ребенка взрослым или другим ребенком для удовлетворения сексуальной потребности или получения корысти, привлечение ребенка в проституцию, порнобизнес.

    Слайд 24

    Сексуальное насилие чаще всего происходит в семьях, где:

    плохие взаимоотношения ребенка с родителями, особенно с матерью;

    конфликтные отношения между родителями;

    мать ребенка чрезмерно занята на работе;

    ребенок долгое время жил без родного отца;

    вместо родного отца - отчим или сожитель матери;

    мать имеет хроническое заболевание или инвалидность и подолгу лежит в больнице;

    родители (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами;

    родители (или один из них) имеют психические заболевания;

    мать в детстве подвергалась сексуальному насилию и т.п.

    Слайд 25

    ДОМАШНЕЕ НАСИЛИЕ

    Это повторяющийся с увеличением частоты цикл: физического, словесного, духовного и экономического оскорбления с целью контроля, запугивания, внушения чувства страха.

    Слайд 26

    Экономическое насилие:

  • Слайд 27

    Как проявляется насилие?

    Запугивание и угрозы – внушение страха криком, жестами, мимикой; угрозы физического наказания милицией, спецшколой, богом; проявление насилия над животными; угрозы бросить ребенка или отнять его, лишить денег и др.

    2. Изоляция – постоянный контроль за тем, что делают женщина или ребенок, с кем дружат, встречаются, разговаривают; запрет на общение с близкими людьми, посещение зрелищных мероприятий и др.

    3. Физическое наказание – избиение, пощечины, истязания, таскание за волосы, щипание и др.

    4. Эмоциональное (психическое) насилие – не только запугивание, угрозы, изоляция, но и унижение чувства собственного достоинства и чести, словесные оскорбления, грубость; внушение мысли, что ребенок – самый худший, а женщина – плохая мать или жена, унижение в присутствии других людей; постоянная критика в адрес ребенка или женщины и др.

    Слайд 30

    Куда обращаться за помощью?

    Отдел по делам семьи и молодежи. Адрес: пр. Ленина 70. тел. 54-17-92

    Служба по делам детей Ильичевской райадминистрации. Адрес: пр. Металлургов 193.тел.: 47-30-53

    Органы внутренних дел. Тел 102

    Центры социальных служб для семьи, детей и молодежи.

    Мариупольский городской центр социальных служб для семьи, детей и молодёжи. Адрес: бул. Хмельницкого, 24-А.Тел.: 33-52-25

    Ильичевский районный центр социальных служб для семьи, детей и молодёжи. Адрес: ул. Карпинского, 56. Тел.: 47-31-03

    Приморский районный центр социальных служб для семьи, детей и молодёжи. Адрес: пр. Строителей, 85-А. Тел.: 54-37-83.

    Презентацию подготовили
    студентки группы 213-л
    Барсукова Алина и Замарина Вероника

    Насилие в семье представляет собой серьезную медико-социальную
    проблему. Лица, подвергающиеся или подвергшиеся в прошлом домашнему
    насилию, часто страдают от психических расстройств. Дети и подростки,
    ставшие свидетелями домашнего насилия, перенимают подходящую
    гендерную модель поведения и воспроизводят ее в следующем поколении

    В мировой практике существуют два
    основных подхода к проблеме
    предотвращения домашнего насилия:
    ресторативный, направленный на
    урегулирование конфликта и сохранение
    семьи, включающий модерируемые
    товарищеские суды и принудительные
    программы медицинской и
    психологической помощи, и карательный,
    направленный на разрушение цикла
    насилия путём расторжения отношений
    между конфликтующими сторонами.
    Карательный подход доминирует в
    большинстве стран с развитой
    законодательной базой и предусматривает
    разную меру ответственности за
    совершенное домашнее насилие.

    В России пока нет отдельного закона о предотвращении домашнего насилия. Два
    международных документа, применимых на территории РФ - Всеобщая декларация прав
    человека (1948) и Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении
    женщин (1992), имеют декларативный характер. Уголовный кодекс РФ предусматривает
    ответственность за умышленные преступления против жизни, здоровья и поло- вой
    неприкосновенности граждан. Однако эти нормативные акты скорее направлены не на
    предупреждение, а на ликвидацию последствий случившегося

    Под насилием в семье понимается реальное действие или угроза физического,
    сексуального, психологического или экономического оскорбления и насилия со
    стороны одного лица по отношению к другому, с которым это лицо имеет или имело
    интимные или иные значимые отношения. Домашнее насилие (англ. domestic
    violence) - выражение для обозначения жестокого обращения в семейно-бытовой
    сфере. Явление, из- вестное также под названиями: бытовое насилие, гендерное
    насилие, переходит в разряд преступления в зависимости от степени причиненного
    жертве ущерба.

    В группе потерпевших значительно преобладают лица среднего
    работоспособного возраста (25-48 лет). Другие возрастные группы лиц,
    пострадавших от насилия в семье, имеют значительно меньший удельный вес:
    так, дети до 10 лет являются участниками семейной драмы в 1,67%, подростки
    10-17 лет страдают в 4,58%, а престарелые члены семьи (старше 71 года) - в
    6,58% анализируемых случаев. От домашнего насилия женщины страдают в 3,33
    раз чаще, чем мужчины.

    Под насилием в семье часто подразумевают насилие над половым партнером
    - как правило, женщиной или девочкой-подростком. Для женщины риск
    пострадать от полового партнера примерно в 8 раз выше, чем у мужчин.

    Насилие в семье имеет циклический и, в редких случаях, единичный характер. Теория о
    циклическом характере домашнего насилия была представлена в 1970-е годы американской
    исследовательницей Ленор Уолкер и на сегодняшний день является общепринятой.
    Согласно её взглядам, домашнее насилие - это повторяющийся с увеличением частоты цикл
    действий, включающий в себя 4 стадии: нарастание напряжения в семье,насильственный
    инцидент; примирение; спокойный. После «медового месяца» отношения возвращаются на
    первую стадию, и цикл повторяется. С течением времени каждая фаза становится короче,
    вспышки жестокости учащаются и причиняют больший ущерб.

    Физическое насилие включает
    прямое или косвенное воздействие на
    жертву с целью причинения физического
    вреда, выражается в нанесении увечий,
    тяжких телесных повреждений, побоях,
    пинках, шлепках, толчках, пощечинах,
    бросании объектов и т.п. Телесные
    повреждения, нанесенные при
    физическом насилии, могут проявляться
    такими тяжелыми последствиями, как
    потеря слуха, зрения, лишение
    способности передвигаться. Избиение
    беременной женщины может привести к
    выкидышу. Телесное наказание (в семье)
    является одной из форм домашнего
    насилия

    К физическому насилию причисляется уклонение от оказания первой медицинской помощи,
    депривация сна, лишение возможности отправления жизненноважных функций, привлечение к
    использованию алкоголя и наркотиков против желания жертвы, подвержение риску, например, не
    проявление осторожности при управлении машиной, угрозы оружием, физическое препятствие
    жертве при попытке выйти из дома, закрытие жертвы в помещении, оставление жертвы в
    опасных местах. Нанесение физического вреда или угроза его нанесения другим членам семьи,
    друзьям, животным с целью психологического воздействия на жертву распознается как косвенная
    форма физического насилия.

    Сексуальное насилие включает обращение с жертвой как с сексуальным
    объектом, воздержание от секса и не проявление нежных чувств, заставление
    раздеваться, вступать в половые сношения против воли жертвы, вступать в
    половые сношения после побоев, смотреть и/или повторять порнографические
    действия, совершение половых сношений с особой жестокостью, проявление
    исключительной ревности и обвинение её в любовных связях с кем-либо.
    Наиболее часто встречаются следующие типы сексуального насилия в семье:
    отец-дочь, отец-сын, мать- сын, дети в роли обидчиков

    При изучении последствий насильственных
    действий в семье судебная медицина, являясь
    междисциплинарной областью знаний,
    аккумулирует правовые, психологические,
    психиатрические, акушерскогинекологические, андрологические,
    биологические проблемы, и только
    комплексный подход позволит не только
    расследовать, но и предотвращать
    преступления, связанные с половой
    неприкосновенностью личности. Недостатки
    экспертизы в случаях половых преступлений
    могут быть разделены на организационнотактические и диагностические. К
    организационно-тактическим ошибкам
    относятся выполнение экспертиз экспертами, не
    прошедшими подготовку по акушерскогинекологической экспертизе, использование не
    инструментальных методов исследования,
    отсутствие данных о направлении в
    дерматовенерологический диспансер и
    полученных результатах

    Эмоциональное насилие выражается в унижении, оскорблении, контролировании поведения,
    изоляции, ограничении круга общения жертвы, допросе, шантаже, угрозах причинения насилия,
    постоянной критике жертвы, игнорировании её чувств, поднятии на смех её убеждений, отказ работать
    и вносить свою долю в семейный бюджет, запрет жертве выходить на работу, манипуляция ею,
    используя при этом ложь и несогласие, обида родственников, друзей жертвы с тем, чтобы прогнать их,
    отказ выходить с жертвой на люди, препятствование жертве поддерживать отношения с
    родственниками и друзьями, запрет пользования телефоном, контроль семейного бюджета и
    единоличное принятие финансовых решений, унижение жертвы на публике, преследование на работе,
    угроза уйти или выгнать из дома, угроза похищения детей, наказание детей или изоляция их от
    жертвы.

    Экономическое насилие
    реализуется в контроле над
    финансовыми и прочими
    ресурсами семьи, выделение
    жертве денег на «содержание»,
    вымогательство, принуждение к
    вымогательству. Сюда также
    относятся запрет на получение
    образования и/или
    трудоустройство, намеренная
    растрата финансовых средств
    семьи с целью создания
    напряженной обстановки.

    В медицинской практике встречаются и случаи насилия в семье,
    осуществляемого над мужчинами. Специалистами не разработаны вопросы
    подразделения видов насилия по отношению к лицам мужского пола, но можно
    предположить, что при взаимоотношениях в рамках семейной ячейки типы
    насильственных действий могут быть аналогичными таковым в отношении
    женщин.

    Травмы у жертв насилия в семье встречаются часто, нередко наблюдаются и
    их последствия. У лиц, длительно подвергающихся домашнему насилию,
    выявляются расстройства преимущественно в сердечно- сосудистой системе,
    нервной системе, характеризующиеся этапностью, нарастанием
    продолжительности и выраженности, что позволяет выявить и связать их с
    длительностью хронического стресса, а также использовать как объективные
    критерии при оценке тяжести причиненного вреда здоровью. Расстройства
    состоя- ния здоровья составляют легкий вред здоровью в 14,64%, средней
    степени в 4,27% и тяжкий вред в 2,47% изученных случаев, повреждения не
    причинившие вред здоровью составляют 78,59% случаев

    Синдром тряски младенца

    – разновидность надругательства над ребенком. Это
    повреждение мозга, которое происходит у ребенка. Это происходит, когда кто-то трясет
    ребенка, шлепает его или кидает на какие-либо предметы. Ребенка могут трясти руками,
    ногами, грудной клеткой или плечами.

    Синдром тряски младенца встречается,
    когда ребенок не перестает плакать и
    попечители трясут ребенка из-за
    раздражения. Для того, чтоб предотвратить
    возникновение этой проблемы, научитесь
    снижать стресс и напряжение, аккуратно
    подбирайте людей, которые будут смотреть
    за ребенком.
    Обычные игры, например, катание
    ребенка на колени или подбрасывание
    ребенка в воздухе, не вызывает синдром
    тряски младенца.
    Синдром тряски младенца чаще всего
    встречается у детей младше 3 лет и среди
    этой возрастной группы чаще встречается у
    детей младше 1 года. Но от этого явления
    могут пострадать дети вплоть до пяти лет.
    Синдром тряски младенца может вызвать
    серьезные долгосрочные проблемы.

    Из-за чего происходит повреждение мозга?

    Тряска ребенка, бросание, удары о предметы – все это вызывает неконтролируемые движения
    головы вперед, назад и вокруг своей оси. Ткани мозга, кровяные сосуды и нервы – все это
    разрывается. Череп ребенка может повредить мозг в результате чего ткани мозга начнут
    кровоточить и опухнут.
    Вероятность ранения мозга у маленьких детей намного выше, потому что у них:
    1.
    Большие и тяжелые головы по отношению к размеру головы.
    2.
    Слабые мышцы шеи, которые не поддерживают голову достаточно хорошо.
    3.
    Тонкие кровяные сосуды в мозгу.

    Симптоматика

    Симптомы варьируют у детей в
    зависимости от возраста, от того как
    часто над ними надругались, каким
    образом и с какой силой.
    При незначительных ранениях
    могут симптомы могут быть едва
    заметными. Ребенка может тошнить, он
    может быть нервным или ворчливым,
    пассивным, у ребенка может снизиться
    аппетит. Более серьезные ранения могут
    вызвать припадки, замедленное
    сердцебиение, проблемы со слухом,
    внутренне кровотечение в один или в
    оба глаза.

    Симптомы могут начать развиваться
    очень быстро, особенно при сильном
    ранении. В других случаях на проявление
    симптомов опухоли мозга может уйти
    несколько дней. Очень часто человек,
    который тряс ребенка, кладет ребенка в
    люльку, в надежде, что после отдыха
    симптомы ослабнут. К тому моменту как
    ребенок попадет к доктору, ему необходима
    экстренная помощь. В некоторых случаях
    ребенок может впасть в кому перед тем, как
    кто-то обратиться за помощью.
    У детей, пострадавших от тряски,
    проявляются и другие результаты
    надругательства, например, поломанные
    кости, синяки, ожоги.

    Методы лечения

    Ребенка, пострадавшего от синдрома
    тряски младенца, необходимо
    госпитализировать, иногда в отделение
    интенсивной терапии. Кислородную
    терапию могут использовать для того,
    чтоб помочь ребенку дышать. Врачи
    могут давать ребенку медицинские
    препараты для того, чтоб снизить
    опухоль мозга. Иногда матрасы с
    охлаждением могут помочь снизить
    температуру у ребенка, а также
    уменьшить опухоль мозга. Ребенок, у
    которого было сильное кровоизлияние в
    мозг, может понадобиться хирургическое
    вмешательство.
    В зависимости от симптомов доктор
    может попробовать антиприпадковую
    медицину, физиотерапию или другие
    виды лечения.

    Какие долгосрочные негативные последствия от синдрома
    тряски младенца?
    Примерно 1 ребенок из 4 из тех, кого сильно трясли или кидали на
    предмет – умирает от нанесенных ранений. У тех кто выжил могут быть
    проблемы с мозгом и со зрением на всю жизнь. К таким проблемам
    относят:
    2. Припадки – резкие вспышки анормальной электрической активности в
    мозгу. У ребенка могут быть неприятные движения мускулов и он будет
    не в состоянии говорить, видеть, или же нормально взаимодействовать.
    3. Ригидность мускулов (мышечная спастичность) в результате чего
    движения ребенка жесткие и неуклюжие.
    4. Умственная отсталость которая может повлиять на все сферы жизни
    ребенка, например, умение разговаривать или возможность смотреть за
    собой в будущем.
    5. Слепота или проблемы со зрением.
    6. Отставание в физическом и эмоциональном развитии.
    7. Проблемы с поведением и обучением – они могут проявиться только
    тогода, когда ребенок пойдет в школу.
    1.

    Результаты исследования, опубликованного в The Journal of Pediatrics,
    демонстрируют единодушие врачей по поводу правомерности
    установления диагнозов, которые указывают на жестокое обращение с
    ребенком. Эта работа была проведена для получения так называемого
    общего согласия в отношении понятий. На его основании при
    рассмотрении судебных дел, касающихся синдрома встряхнутого
    ребенка и травмы головы вследствие жестокого обращения, будут
    привлекаться представители судебно-медицинской экспертизы.

    Исследователи анализировали данные опроса 628 врачей, которые
    являются сотрудниками десяти ведущих детских больниц в США и часто
    привлекаются к осмотру получивших травмы детей. Среди них
    присутствовали специалисты неотложной медицинской помощи,
    интенсивной терапии, детские офтальмологи, педиатры, которые занимаются
    случаями жестокого обращения с детьми, детские рентгенологи и
    нейрохирурги, а также специалисты судебно-медицинской экспертизы.
    Восемьдесят восемь процентов респондентов признали правомочным
    диагнозом синдром встряхнутого ребенка, а девяносто три процента - травму
    головы вследствие жестокого обращения с ребенком.

    На вопрос о предположительном диагнозе у ребенка, у которого имеются
    признаки субдуральной гематомы, тяжелого кровоизлияния в сетчатку глаза, а также в
    случае комы или смерти, более 80% врачей связали встряхивание с субдуральной
    гематомой, 90% - с тяжелым кровоизлиянием в сетчатку глаза, и 78% - с комой или
    смертью. Большинство специалистов не указали других причин (кроме столкновения
    автотранспортных средств на большой скорости), которые могли бы привести к
    схожим патологическим изменениям. Некоторые врачи предположили, что подобные
    травмы могут наблюдаться после падения.

    Имеются данные о том, что сильное встряхивание вредит мозговым тканям и
    кровеносным сосудам маленьких детей сильнее, чем удар головы при падении с
    небольшой высоты. Вследствие мягкости мозга и недоразвитости мышц шеи
    особенно опасно встряхивать новорожденного до года, однако риск сохраняется
    примерно до пятилетнего возраста

    Патологоанатомические признаки

    При наружном осмотре –нормальное
    питание ребенка, цианоз губ и ногтевых
    пластинок, наличие слизистых
    кровянистых выделений из носа и рта, о
    пачканный задний проход, отсутствие
    признаков насильственной смерти.

    При внутреннем исследовании – жидкое состояние
    трупной крови, которая обычно темного цвета;
    расширенный правый желудочек сердца, в то время как
    левый пуст или почти пуст. Более чем в половине случаев
    обнаруживаются мелкоточечные кровоизлияния в плевре и в
    перикарде. Обращают на себя внимание пустые прямая
    кишка и мочевой пузырь; в желудке часто присутствует
    большое количество свернувшегося молока. Нет
    макроскопических признаков пневмонии, тимус имеет
    нормальные размеры, однако под капсулой, особенно ниже
    уровня ключиц, обнаруживаются кровоизлияния. Все
    лимфоидные органы и структуры нормальны или
    гиперплазированы. Надпочечники по объему или
    соответствуют возрастной норме, или уменьшены.

    Микроскопические
    признаки
    непостоянны и могут
    включать фокальный
    фибриноидный
    некроз гортани и
    трахеи или
    фокальное
    интраэпителиальное
    воспаление этих
    органов

    В легких обнаруживают очаговые
    интерстициальные лимфоидные
    инфильтраты, часто ассоциированные с
    бронхами(бронхассоциированная
    лимфоидная ткань), очаговые
    внутриальвеолярные кровоизлияния и
    очаговый острый или подострый
    бронхиолит, артериолы легкихимеют
    утолщенную стенку; вокруг
    надпочечников персистирует бурый жир,
    а в печени – очаги кроветворения. В
    стволе мозга обнаруживают признаки
    глиоза

    Дискуссия о роли интраторакальных петехий (ИТП) между J.Beckwith и H. Krous привела к заключению,
    что:
    Интраторакальные петехии являются характерной находкой в большинстве случаев СВДС, и
    они имеют тенденцию быть более многочисленными при этом состоянии, чем при смерти от других
    причин, включая смерть от удушения (случайного или злонамеренного) и механической асфиксии
    Локализация и распределение петехий предполагает, что в их происхождении играет роль
    отрицательное внутригрудное давление
    Ряд исследований полагает, что петехии, имеющие происхождение из легочной
    микроциркуляции отличаются от петехий, происходящих из системных торакальных сосудов
    Экспериментальные исследования предполагают, что в их образовании играют роль
    энергичные попытки дыхательных движений, что делает респираторный паралич маловероятным
    механизмом
    Эти исследования поддерживают тезис, что обструкция верхних дыхательных путей является
    конечным механизмом в большинстве случаев СВДС
    Частая встречаемость ИТП при СВДС полагает общую этиологию терминальных явлений при
    СВДС
    Среди маркеров тканевой гипоксии R. Naeye описывает утолщение стенок легочных артериол
    вследствие гиперплазии мышечного слоя; гипертрофию правого желудочка; персистирование бурого
    жира вокруг надпочечников; гиперплазия медуллы надпочечников;патологические каротидные
    тельца; персистирующий гемопоэз в печени; блиоз ствола головного мозга.
    Учитывая все возрастающую популярность «сердечных» механизмов смерти при СВДС,были
    предприняты попытки найти их морфологический субстрат с использованием специальных методик
    исследования проводящей системы сердца. Среди находок были предложены хрящевидные
    изменения, фиброз, стеноз пенетрирующего атриовентрикулярного пучка, нарушения артериального
    кровоснабжения сердечных узлов, ветвление атриовентрикулярного пучка, дополнительные пути
    атриовентрикулярного проведения сигнала. Вместе с тем, исследователи не смогли
    продемонстрировать каких-либо специфичных находок, способных пролить свет на механизм СВДС.
    И.А.Кельмансон предложил алгоритм, который может служитьвспомогательным методом
    диагностики и помочь патологоанатому при анализе случаевсмерти детей, подозрительных на СВДС.
    Таблица, включающая 6 клинических и12 морфологических признаков, позволяет осуществить
    разграничение случаев СВДСи скоропостижной смерти от жизнеугрожающих заболеваний.

    Cлайд 1

    Семейное насилие в отношении младших школьников и возможные последствия

    Cлайд 2

    Cлайд 3

    Насилие – применение физической силы к кому-либо, принудительное воздействие на кого-нибудь, нарушение личной неприкосновенности, притеснение. Насилие в семье – это вид отношений между близкими людьми, когда один притесняет другого или причиняет ему какой-либо ущерб.

    Cлайд 4

    Индикаторы жестокого обращения в отношении младших школьников: агрессивность или, наоборот, подавленность; безнадзорность; ухудшение успеваемости; ухудшение здоровья; физические признаки (ссадины, кровоподтеки и т.д.); информация из других источников (одноклассники, их родители и т.д.).

    Cлайд 5

    Факторы, которые способствуют жестокому обращению с детьми Принято жестокое отношение к детям Критическая ситуация или стечение обстоятельств Недостаток элементарных знаний о детском развитии Строгие наказания обычно не считают насилием

    Cлайд 6

    Основные виды семейного насилия в отношении младших школьников: физическое насилие; эмоциональное (психическое) насилие; сексуальное насилие; отсутствие заботы о детях;

    Cлайд 7

    Группа детей, которая в силу внутренних или внешних обстоятельств имеют повышенный риск подвергнуться насилию со стороны взрослых дети – инвалиды с физическими и умственными недостатками; дети, появившиеся на свет после тяжелой беременности или родов; дети, чей пол не соответствует ожиданиям родителей; нежеланные дети; нелюбимый ребенок в семье; дети, имеющие сходство с нелюбимыми родственниками; дети с расстройствами и нетипичными вариантами поведения – раздражительные, гиперактивные, агрессивные, со слабым контролем поведения и др.; высокоодаренные или талантливые дети

    Cлайд 8

    Ближайшие последствия насилия Физические последствия – изменения в физическом здоровье и развитии ребенка. Когнитивные последствия – изменения в познавательной сфере и в системе представлений о мире и о себе. Эмоциональные последствия – это негативные изменения в эмоциональной сфере и в самовосприятии. Поведенческие последствия – устойчивые негативные изменения в поведении ребенка. Социальные последствия – изменения в способностях ребенка строить эффективные социальные отношения.

    Cлайд 9

    Отдаленные последствия насилия Стойкие нарушения на физиологическом, эмоциональном, когнитивном, поведенческом и социальном уровне

    Cлайд 10

    Выраженность отдаленных последствий насилия в развитии ребенка зависит от сочетания ряда факторов: Характеристика насилия над младшим школьником: от кого исходило насилие; является ли ребенок прямым объектом насильственных действий или свидетелем насилия в адрес значимых для него людей; вид(ы) насилия, которым он подвергался; длительность ситуации насилия; частота насильственных действий и эпизодов; степень тяжести насильственных действий; особенности раскрытия факта насилия; Личностные особенности младшего школьника: устойчивость ребенка по отношению к стрессам; уровень самооценки; уровень интеллектуального развития.

    Cлайд 11

    Семья - это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро В. Сухомлинский