Как делать намаз сидя на стуле. Время намаза

Человек, который покинул населенный пункт, чтобы совершить путь на расстояние более 90 км (то, что можно преодолеть пешком средним шагом не менее чем за 18 часов), считается путником.

Если у путника есть намерение остановиться в каком-либо населенном пункте не более чем на 15 дней, то он считается путником, как во время путешествия, так и во время пребывания в этом населенном пункте. Если же человек собрался остановиться в каком-либо населенном пункте более чем на 15 дней, то путником он считается только в дороге до этого населенного пункта.

Путнику необходимо сокращать 4-х ракяатные обязательные намазы-фарды – полуденный (аз-зухр ), послеполуденный (аль-‘аср ) и ночной (аль-‘иша’ ) до 2-х ракяатов.

Если у путника есть время для намазов-сунны, то он совершает их полностью, не сокращая.

Если путник следует в намазе за «местным» имамом, то совершает намаз полностью, без сокращений, так же, как и имам. Если же человек молится за имамом-путником, то после совершения имамом приветствия (а с-салям ), встает и продолжает совершать оставшиеся ракяаты, как в случае опоздания на коллективную молитву.

Путник имеет право не совершать пятничный намаз (аль-джум‘а ) и праздничные намазы. Но, если путник все же их совершит, они будут приняты, если того пожелает Всевышний Аллах. Если же в пятницу он не совершает пятничный намаз, то, вместо него путник должен совершить полуденный намаз (аз-зухр ).

4-х ракяатный намаз, пропущенный в пути, возмещают сокращенным 2-х ракяатным намазом. Если 4-х ракяатный намаз пропущен дома, то, возмещая его во время пути, необходимо совершать намаз полностью, не сокращая.

Также срок действия протирания кожаных носков (масих ) в пути увеличивается до 3-х суток.

В месяц Рамадан путнику разрешено не поститься. После возвращения он должен возместить каждый пропущенный день. Однако во время путешествия лучше соблюдать пост, если это не вредит здоровью.

Возмещение пропущенных намазов (када )

Оставление намаза намеренно, без уважительной причины является большим грехом. Если это случилось, то нужно покаяться.

Возмещать (када ) необходимо все обязательные намазы-фарды и намаз « аль-витр » . Намазы-сунна не возмещаются, за исключением сунны утреннего намаза (аль-фаджр ), которую можно возместить до наступления времени полуденного намаза (аз-зухр ) того же дня. Для возмещения (када ) пропущенных намазов нет определенного времени, их можно совершать в любое время дня и ночи, кроме времени, когда совершение намаза нежелательно (макрух ).

Если долгов по намазу много и человек не знает, за какой день возмещает (када ) намаз, то он может сделать намерение таким образом: «Намереваюсь совершить возмещение (када) последн его (или перв ого ) пропущенн ого утреннего намаза (аль-фаджр) ради Всевышнего Аллаха ». Также делают намерение на возмещение других намазов.

СОВЕРШЕНИЕ НАМАЗА СИДЯ И ГЛАЗАМИ

В религии Ислам нет трудностей. Создатель лучше всех знает положение Своих творений, поэтому Всевышний Аллах предписал людям различные формы поклонения (ибад а ) в соответствии с их возможностями.

Тот, кто по причине болезни не в состоянии совершать намаз стоя, должен совершать его сидя. То есть сидя совершаются те обязательные действия намаза (рукн ), которые обычно совершаются стоя. Если человек не может совершить обычным образом поясной поклон (руку‘ ), то его совершают сидя, склонив тело вперед. Таким же образом, если нет возможности совершить как обычно земной поклон (суджуд ), его делают сидя, склоняя тело с большей амплитудой нежели во время поясного поклона (руку‘ ).

Если у человека нет возможности наклоняться телом, то поясной (руку‘ ) и земной (суджуд ) поклоны совершают наклоном головы, как бы имитируя их. При этом, так же как при выполнении намаза сидя, амплитуда наклона головы во время совершения земного поклона (суджуд ) должна быть больше, чем во время поясного поклона (руку‘ ). В противном случае намаз считается неправильным.

Если больной не может сидеть, то совершает намаз лежа или полулежа, имитируя поясной (руку‘ ) или земной поклон (суджуд ) движением головы. Если невозможно и это – имитирует движения намаза (руку‘ и суджуд ) глазами. Если не может даже глазами, то совершает намаз сердцем или оставляет его на потом как долг.

Ислам характеризует ориентированность на индивидуальные особенности мусульман, дабы помочь соблюдать предписанные им обязательства. Что касается одного из столпов веры - намаза, то в нём тоже существуют облегчения и послабления в зависимости от физического состояния молящегося.

Времена намаза для всех городов России представлены в специальном нашего сайта.

В данном вопросе действует принцип облегчения религии для тех, кому по независящим от них причинам тяжело . В Священном Коране ясно говорится:

«…Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения…» (2:185)

«Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей. Ему достанется то, что он приобрёл, и против него будет то, что он приобрёл...» (2:286)

В достоверном хадисе передаётся, что Заключительный посланник Всевышнего (с.г.в.) сказал: «Совершай намаз стоя (как положено), если на это у тебя нет сил, тогда читай молитву сидя, если и на это нет сил, то молись облокотясь» (Бухари). В другом изречении Милости миров Мухаммаа (с.г.в.), переданном от Насаи, есть продолжение: «если и на это нет возможности, тогда читай намаз лёжа на спине».

Исходя из этого хадиса, учёные вынесли решение, что больным людям, которые не способны полноценно совершать намаз в силу физического недостатка, болезни (внутренних органов, позвоночника, переломов конечностей), тяжёлого протекания беременности (трудно наклоняться, угроза выкидыша), Шариат разрешает не выполнять молитву по всем предписанным нормам.

При чтении намаза сидя есть важное условие: наклон головы в саджда () должен быть бОльшим, чем в рукугъ (поясном поклоне), иначе молитва признаётся неправильной.

Однако подверженному недугу верующему надлежит ориентироваться на своё реальное состояние и не переусердствовать. Непозволительно молиться сидя или лёжа, когда человеку стало лучше, и он уже может выполнять намаз полноценно. Если мусульманин начал молитву будучи больным, но потом почувствовал облегчение, то следующие действия намаза (рукугъ и саджда) он должен продолжить стоя (если сидел) или сидя (если лежал). Также предпочтительнее читать стоя, опираясь на другого человека или палку, чем сидя.

Важно отметить, что неполноценный намаз не принимается у человека, у которого не было объективных причин для послаблений.

Если же ему стало плохо во время намаза, то лучше не прекращать молитву, а продолжить намаз сидя или лёжа. Это будет лучше для молящегося, чем позднее он будет восполнять молитву или будет совершать неполные действия, будучи больным.

Пытаясь облегчить свой намаз, нужно помнить, что такая молитва по вознаграждению не равна полноценному намазу здорового человека. Об этом передаёт сподвижник Пророка (с.г.в.) Анас (р.а.): «Пророк Мухаммад (с.г.в.) вышел к людям, молившимся в сидячем положении из-за болезни, и сказал: «Поистине, намаз сидящего (по награде) - половина намаза стоящего» (хадис от Ахмада и Ибн Маджи).

Намаз лежачего больного имеет следующие особенности:

1. Лежать на спине, вытянув ноги в сторону Кыйблы. Желательно при этом чуть сгибать ноги в коленях. Рукугъ и саджда делается поднятием (или кивком) головы. Рекомендуется подкладывать что-нибудь под голову, дабы приподнять верхнюю часть туловища.

В дном из хадисов передаётся, что придя навестить больного, Заключительный Божий посланник (с.г.в.) увидел его молящимся на подушку, которую он преподносил к голове, имитируя поклон. Пророк (с.г.в.) взял подушку и отбросил в сторону. Тогда больной взял доску, чтобы молиться, касаясь её лбом, но Посланник Аллаха отбросил и её в сторону, сказав: «Молись, касаясь своим лбом земли, если сможешь. Если нет, то жестикулируй головой: при совершении земного поклона склоняй её ниже, чем при совершении поясного поклона» (ат-Табарани).

2. В случаях, когда верующему нельзя лежать на спине, ему позволено перевернуться на правый бок лицом в сторону Кыйблы.

3. Не допускается читать молитву только мысленно или мимикой (закрывая глаза, двигая бровями). Однако есть немногочисленные сторонники противоположного мнения, когда совершение намаза глазами и даже намерением (мысленно) разрешается.

4. Если человек в силу сильной болезни (находился без сознания, парализован) пропустил подряд 6 намазов, то ни восполнять, ни платить фидью (денежную компенсацию) не нужно. Если же пропущено меньше шести намазов, то совершение каза намаза (восполнение пропущенных) становится обязательным. Свидетельством этому служит то, что однажды Ибн Умар (р.а.) находился без сознания в течение дня и ночи, а когда пришёл в себя, не стал возмещать пропущенные молитвы (хадис передаёт ад-Даракутни). Однако если потеря сознания произошла вследствие принятия медикаментов, то восполнение молитв является обязательным независимо от количества пропущенных намазов.

Правила коллективного намаза

  • Если верующий, дойдя до мечети, лишается сил, и ему становится настолько плохо, что ему придётся совершать намаз в облегчённой форме, то ему следует читать молитву дома.
  • Здоровому человеку нельзя совершать намаз за имамом, который заменяет поклоны кивком головы.

Отличительными чертами Шариата являются милосердие и лёгкость, и поэтому больному разрешается молиться сообразно его возможностям. Указанием на это является хадис, в котором сообщается, что Имран бин Хусайн (да будет доволен им Аллах) сказал: «У меня был геморрой, и я спросил Пророка (мир ему и благословение) о молитву. Он сказал: “Стоя, но если не сможешь, молись сидя, а если не сможешь на боку”» (Аль-Бухари).

عن عمران بن حصين -رضي الله عنه- قال: كانت بي بواسير فسألت النبي -صلى الله عليه وسلم- عن الصلاة؟ فقال: ((صل قائماً، فإن لم تستطع فقاعداً، فإن لم تستطع فعلى جنب)) رواه البخاري .

Если совершение молитвы стоя причинит больному вред, ему разрешается молиться сидя. Другими словами, он может сесть так, чтобы молитва не доставляла ему затруднений и не причинила вреда, например, совершать поясные и земные поклоны, скрестив ноги.

Уважительной причиной для совершения молитвы сидя могут служить опасения перед тем, что болезнь усилится, или для выздоровления потребуется больше времени, о чём уже известно по прошлому опыту, или указание сведущего врача-мусульманина, а также сильная боль, головокружение или недержание мочи у больного в тех случаях, когда он молится стоя.

Больной, который в состоянии без вреда для себя простоять часть времени, обязан сделать это, даже если ему придётся опираться на палку или если его будет поддерживать кто-либо из тех, кто обязан ему подчиняться (например, жена, сын или слуга). Объясняется это тем, что человек, который может стоять в течение молитвы, обязан поступать так; тот же, кто может простоять только часть положенного времени, обязан сделать то, что в его силах.

Если дорога до мечети настолько ослабит больного, который намерен принять участие в коллективной молитве, что он не сможет стоять, ему следует совершить молитву дома.

Если больной не в состоянии совершать поясные и земные или только земные поклоны, ему следует сидя обозначать их наклонами тела.

Если больной будет молиться стоя и совершать поясные поклоны, а потом садиться и обозначать земные поклоны наклонами тела, это может служить заменой земным поклонам.

Поясные и земные поклоны обозначаются наклонами тела. Склонять голову при обозначении земного поклона следует ниже, чем при обозначении поясного. Для обозначения поясного поклона достаточно самого лёгкого наклона тела, приближать же лоб к земле настолько, насколько это было бы возможно для больного, необязательно.

Если больной не в состоянии наклоняться, ему разрешается обозначать поясные и земные поклоны наклонами головы.

Если врач предпишет больному в течение нескольких дней лежать ничком, и он не сможет сидеть ни по-настоящему, ни условно, ему следует молиться лёжа и направлять ноги в сторону киблы. Однако при этом он должен поднимать колени, поскольку направлять ноги в сторону киблы, полностью вытягивая их, порицается. В таких случаях под голову необходимо класть подушку, чтобы больной мог обозначать поясные и земные поклоны движениями головы, повернувшись лицом к кибле.

Больной может молиться также лёжа на боку и обратившись лицом к кибле, но молиться лёжа на спине предпочтительнее ввиду того, что лицо больного, который лёжа на спине, обозначает поясные и земные поклоны движениями головы, в таком положении будет обращено прямо в сторону киблы.

Если больной не в состоянии обозначать земные поклоны движениями головы, ему следует отложить молитву и не делать никаких знаков ни глазами, ни бровями, так как имеется прямое указание на необходимость обозначения поясных и земных поклонов кивками, но не знаками, которые делаются глазами, бровями или сердцем. Передают со слов Ибн Умара (да будет доволен им Аллах), что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Если больной не в состоянии совершить земной поклон, ему следует обозначать его кивком, ничего не поднимая ко лбу» (Малик).

أَخْبَرَنَا مَالِكٌ، حَدَّثَنَا نَافِعٌ أَنَّ ابْنَ عُمَرَ قَالَ: إِذَا لَمْ يستطع المريض السجود (6) أومى برأسه .

Передают со слов Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах), что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Больному следует молиться стоя, однако если это для него затруднительно, он может молиться сидя. Если ему трудно, он может, обозначая кивками, если же и это окажется для него затруднительным, пусть прославляет Аллаха» (Ат-Табарани).

Если больной из-за того, что не в состоянии обозначать земные поклоны движениями головы, отложит больше молитв, чем предписано совершать в течение дня и ночи, обязанность их возмещения с него снимается.

Если будут не более пяти пропущенных молитв, которые предписано совершать в течение дня и ночи, то обязанность их возмещения с него не снимается.

Если во время молитвы здоровому человеку станет плохо, он должен, по возможности, довести молитву до конца сидя или лёжа, потому что лучше начать молитву здоровым и продолжить её ослабленным, чем начинать её заново, будучи ослабленным, и доводить в таком состоянии до конца.

Если во время молитвы, которую больной, совершающий необходимые поясные и земные поклоны, начал сидя, он почувствует, что силы к нему вернулись, ему следует встать и завершить молитву стоя, так как стоящему разрешается следовать примеру сидящего.

Если же больной, который стоит, сидит или лежит ничком, начнёт молиться, обозначая поясные и земные поклоны кивками, а потом почувствует, что к нему вернулись силы, и он может стоя или сидя совершать поясные и земные поклоны как положено, ему следует не продолжать эту молитву, а совершить её заново. Объясняется это тем, что человеку, который может совершать поясные и земные поклоны, не разрешается молиться под руководством имама, способного только обозначать их кивками. То же самое касается и продолжения молитвы в подобном случае.

Если больной приступит к молитве стоя или сидя, намереваясь обозначать поясные и земные поклоны кивками, но прежде чем совершит это хотя бы раз, почувствует, что может совершать эти поклоны по-настоящему, ему следует так и поступить. Причина состоит в том, что он ещё не совершил ни одного столпа молитвы, а только приступил к ней, продолжать же молитву как положено после совершения части её в ослабленном состоянии не разрешается. Если же больной приступит к молитве лёжа на спине или на боку, но прежде чем кивнёт хотя бы раз, почувствует, что он может совершать поясные и земные поклоны стоя или сидя или может только сидеть, ему следует начать молитву заново, так как сидеть предпочтительнее.

Установления относительно обморока и приступа безумия

Обязанность возмещения молитвы снимается в том случае, когда обморок (потеря сознания) или приступ безумия продолжаются более суток, а количество пропущенных молитв достигает шести. В подобных случаях не принимается в расчёт неожиданное возвращение сознания, после чего человек снова лишается его, тогда как возвращение сознания в известное время следует учитывать. В подобных случаях установления относительно обморока утрачивают свою силу, если обморок продолжится менее суток, и человек будет обязан возместить все пропущенные молитвы. Нафи передал, что однажды Ибн Умар (да будет доволен им Аллах) находился без сознания в течение дня и ночи, когда же он пришёл в себя, то не стал возмещать пропущенные молитвы (Ад-Даракутни).

Сообщается, что однажды Аммар бин Ясир лишился сознания и не приходил в себя, пока не прошло время полуденной, послеполуденной, вечерней и ночной молитв, очнувшись же в середине ночи, он совершил все четыре пропущенные им молитвы (Ад-Даракутни).

Если человек лишится сознания в результате употребления какого-нибудь лекарства или банджа или будет находиться в состоянии опьянения, он должен возместить все пропущенные молитвы независимо от их количества, так как в подобных случаях это является следствием действий рабов Аллаха.

Мухаммад аш-Шайбани считал, что в случае употребления банджа или лекарств обязанность возмещения молитв снимается, поскольку использовать их дозволено. В подобных случаях человек приравнивается к больному, но речь идёт об использовании банджа только в лечебных целях. Что же касается употребления алкогольных напитков, то это является грехом, и в этом случае обязанность возмещения пропущенного с человека не снимается.

С помощью суждения по аналогии действие этого установления следует распространять и на употребление наркотиков, что относится к числу отвратительных и запретных поступков. Другими словами, обязанность возмещения пропущенных молитв независимо от их количества не снимается с тех, кто находится в состоянии наркотического опьянения.

Больному, который лежит в постели, не имея возможности ни спуститься с неё самостоятельно, ни позвать кого-либо на помощь, следует молиться, исходя из своих возможностей, то есть так, чтобы это не причинило ему вреда и не доставило затруднений.

На человека, с которым случаются приступы безумия, распространяется действие тех же установлений, что и на больного.

«Мараки Фалах », стр. 255. Хасан сын Аммара. «Дурарул Мухтар », том 2, стр. 95. Ибн Абидин. Маракиль фалах», стр. 360; Хасан сын Аммара.

Этот вопрос по сей день остается актуальным, так как заключение выносится по аналогии с заключением, вынесенным в первые годы Ислама, касательно возможности совершения намаза на вьючном животном или на корабле.Касательно этого вопроса в книгах по фикху имеются следующие риваяты.

Аляуддин ас-Самарканди в своей книге Тухфату’ль-Фукаха говорит следующее:

  • Существуют три вида намаза, которые можно совершать, сидя на животном.

a) Намазы фард : Разрешение совершать намазы фард верхом на животном имеет два условия:

  1. Находясь за городом (независимо от того, путник этот человек или просто, ищущий потерянную вещь).
  2. Если имеется какая-либо уважительная причина, являющаяся препятствием, чтобы спешиться (слезть с животного). Например, при вероятности возобновления и увеличения болей или заболевания, при угрозе опасности от врага или диких животных, в случае, если место стоянки грязное или болотистое.

В особенности, если человек в силах спешиться, должен совершить намаз стоя и жестами, без поклонов. Если же после спешивания он не может стоять на ногах, тогда должен совершать намаз сидя. Ну а если не может совершать намаза сидя, пусть спешится и сделает это жестами.

Как третье условие отмечено, что необходимо остановить животное, на котором едешь, и направить его к кыйбле. Таким образом, не следует откладывать фард намазы, не имея на то необходимости. И нужно избегать противоречащие намазу ситуации, дела.

Вдобавок к вышесказанному о фард намазах, совершаемых верхом, также имеются два важных момента.

Первое: если не имеется препятствующей уважительной причины, допускается совершение фард намаза, не останавливая движущееся животное, на котором едешь.

Второе: если имеется возможность, нужно направиться к кыйбле. В противном случае намаз не будет истинным.

Соответственно: человеку, вынужденному совершить намаз верхом, например, по причине угрозы врага, допускается не остановливать животное и не направляться к кыйбле. Также, начав намаз в таких обстаятельствах, то есть, произнеся начальный такбир (прославления Аллаха), не требуется соблюдение условия направления к кыйбле.

Но человеку, вынужденному совершить намаз верхом по причине нахождения в грязном и болотистом месте, необходимо животное, на котором он едет, остановить и по мере возможности направить к кыйбле.

b) Намазы ваджиб ; ситуация аналогична с фард намазами. Намазы, которые было обещано совершить (назир), не находясь верхом на животном; намазы, ставшие ваджибом из-за того, что были начаты как нафиль, находясь на земле, и не закончены; искупительные земные поклоны (саджда-и тиляват), являющиеся ваджибом, совершаемые на земле. Если все эти перечисленные случаи являются ваджибом для совершения верхом, то допускается выполнение их верхом на животном. Согласно мнению Имама Абу Ханифы (да смилостивится над ним Аллах), чтобы намаз витр стал ваджибом, необходимы эти два условия, а также для возможности совершения витр намаза верхом. По мнению Имама Абу Йусуфа и Имама Мухаммада (да смилостивится над ними Аллах), в случае отсутствия этих двух условий, по причине подтверждения суннатом, не дозволяется совершать намаз верхом на животном. Опять же по преданию Имама Абу Ханифы (да смилостивится над ним Аллах), переданному Хашан б. Зиядом, не допускается совершение утреннего суннат намаза верхом людьми, не имеющими уважительной причины, позволяющей это сделать. Потому что суннат утреннего намаза близок к ваджибу, то есть суннат, подтвержденный в значении ваджиба.

c) Намазы нафиль . Эти намазы можно совершать верхом, находясь вне города, независимо от того имеется необходимость или нет . Совершать намаз нафиль верхом, находясь в городе, не допустимо. Но Имам Абу Йусуф (да смилостивится над ним Аллах) передает допустимость, поддерживая одобрение в данном вопросе.

  • Рассматривая вопрос о совершении намаза на корабле (судне), необходимо обратить внимание на два обстоятельства:

a) Если судно находится на причале в порту, намаз необходимо совершать так же, как и на земле по всем правилам, направившись к кыйбле и с кыямом, всеми поклонами (рукуг и саджда).

b) Когда судно находится в движении, необходимо уточнить время: в случае, если судно должно пристать к берегу, а время намаза не истечет, нужно дождаться схода на берег.

Несмотря на это, если человек не спустится на берег или же спуск невозможен, проблему можно рассмотреть в трех видах:

  1. Имеющий силы стоять на ногах совершает намаз по всем правилам. Каждый раз, как судно будет менять курс, отличный от направления кыйблы, мусульманин, совершающий намаз, должен будет по предположительному расчету направиться к кыйбле. Если человек не имеет сил, чтобы совершать намаз стоя, по мнению Имама Абу Ханифы (да смилостивится над ним Аллах), допустимо совершение сидя. Потому что многие люди по причине головокружения при движении судна не могут устоять на ногах. Обратив на этот момент внимание, Имам Абу Ханифа (да смилостивится над ним Аллах) для удобства людей дает устную фетву. А по мнению Имама Абу Йусуфа и Имама Мухаммада (да смилостивится над ними Аллах), в такой ситуации совершать намаз сидя является недопустимым.
  2. Не имея сил стоять, человек может совершать намаз сидя, но со всеми поклонами (рукуг и саджда). Это допустимо. Но в данной ситуации не допускается совершать намаз жестами. В случае отсутствия уважительной причины, необходимо направиться к кыйбле.
  3. Не имея сил стоять и сидеть для совершения намаза, выполняется жестами.

После всех этих случаев, причин и условий, можно судить о совершении намаза в автомобиле. Известно, что осторожность, предусмотрительность (ихтият)– это предпочтительная причина, из-за которой на людей не возлагается чрезмерное затруднение и стеснение в поклонениях. Даже в местах, суждение о которых сомнительно, осторожность достигнет степени категоричности. В этом случае, давайте поделим намаз, совершаемый в машине, на две части:

  1. Совершение намаза в личном автомобиле или во время поездки в транспорте, который можно приостановить по просьбе: если не имеется другой надобности, нужно остановить машину и совершать намаз внутри или снаружи по всем правилам и со всеми поклонами и стоянием. Если имеется возможность стоять снаружи машины, не допускается совершать намаз внутри машины в положении сидя.
  2. Допускается совершение намаза внутри транспорта в случае, когда человек едет в общественном автобусе или имеется уважительная причина, по которой остановка транспорта затруднительна. В этом случае намаз необходимо совершать по максимальной мере возможности так, чтобы это соответствовало фарду. Таким образом, если имеется возможность стоять и совершать поклоны, то есть возможность совершения намаза по всем правилам, нужно все выполнить. Направиться к кыйбле по мере сил. Если не имеется возможность стоять, но есть место для совершения поклонов в виде коридора автобуса, нужно кланяться до пола автобуса, а не делать это жестами. Но если нет таких возможностей, нужно совершать намаз жестами.

Необходимо обратить внимание на то, что следует действовать с осторожностью в местах, где возникает сомнение. Таким образом, совершив намаз по мере возможности в таких ситуациях, нужно будет восполнить этот намаз, если возможность восполнения появится раньше, чем выйдет время. В противном случае намаз должно будет восполнить с осторожностью. Истина известна только Аллаху.

Некоторые в этом вопросе, обратив внимание на хадис, в котором говорится о соблюдении разрешения в пути (путешествии), не разрешают совершать намаз верхом на животном без уважительной причины тем, кто не находится в пути. Но истинное допустимо. Большинство факихов придерживаются этого мнения. (Алауддинас-Самарканди,Тухфату’л-Фукаха). Поэтому частность причины водопоя, указанного в хадисе, не требует общего суждения.

Алауддинас-Самарканди,Тухфату’л-Фукаха

Полезная статья? Будем признательны за репост на Facebook!

Все мы время от времени болеем и переживаем определенные проблемы со здоровьем. Это естественно, но иногда, предаваясь лишь своей болезни, мы забываем о поминании Всевышнего Аллаха. Мы пренебрегаем своим намазом, когда болеем, так как единственное, что нас волнует – это скорейшее выздоровление. Какими не были обстоятельства, намаз обязателен для каждого мусульманина. Тем не менее, кто имеет вескую причину в период болезней и не может стоять во время обязательного намаза, тому разрешено читать намаз в сидячем положении. Если он не может сидеть, ему разрешено совершать намаз лежа, повторяя движения руками.

В Коране сказано: «Когда вы завершите намаз, то поминайте Аллаха стоя, сидя или лежа на боках. Когда же вы окажетесь в безопасности, то совершайте намаз. Воистину, намаз предписан верующим в определенное время» (4:103).

Ислам – гибкая религия, она не пытается отяготить человека и лечь на него тяжким бременем. Она не категорична в своем проявлении и предоставляет облегчение. Поскольку послушание Аллаху в зависимости от физической возможности.

В хадисе сказано: «Молись стоя, а если не сможешь, то сидя, а если не сможешь, то на боку».

Также в другом хадисе сказано: «Совершай намаз на земле, если ты в состоянии сделать это. А в противном случае жестикулируй и нагибайся при совершении земного поклона ниже, чем ты это делаешь при совершении поясного поклона».

Если человек слишком слаб, чтобы стоять, он совершает намаз сидя и делает поясные и земные поклоны в этом состоянии. Делая поясной поклон, он должен наклоняться вперед так, чтобы его лоб оказался напротив колен.

Если человек не в состоянии сидеть, он должен лечь на спину, опереться о подушку и наклонять туловище и растягивать ноги в направлении намаза, совершая поясные и земные поклоны.

Если же человек не может совершать намаз в полусидячем положении, он должен совершить намаз лежа на правом или левом боку (лучше на правом), повернувшись в сторону киблы.

Если он не может совершить намаз в этом положении, то должен совершить его лежа на спине, направив ступни ног и приподняв голову в сторону киблы. Делая поясной и земной поклон, он кивает головой. Кивок земного поклона больше чем поясного.

Если человек не в состоянии совершить намаз во всех вышеописанных случаях, то он должен молиться, давая знаки глазами и мысленно представлять движения намаза в голове.

Если он не в состоянии и сделать этого, то намаз совершается только сердцем, представляя его в голове.

Если человек в состоянии стоять, но не может делать поклоны и суджуд, тогда ему лучше совершать намаз сидя и кивать во время поклонов.

Если человек, совершивший намаз сидя во время болезни, стал чувствовать себя лучше во время намаза, остальную часть он должен выполнить стоя (естественно, там где это требуется).

Если человек стал совершать дополнительный намаз и почувствовал слабость, ему разрешено опереться о стену или сесть.
Тот, кто потерял сознание на период пяти намазов, должен их восполнить.

Человек никогда не знает, когда наступит его последний намаз, не пренебрегайте священным уединением со Всевышнем, совершайте каждый свой намаз как последний.

Да защитит нас Всевышний от болезней и дарует здоровье для поклонения Ему.