Как быть хорошим другом для человека в депрессии. Эссе «Труд для себя и для других, как способ развития личности дошкольника Почему так происходит

Елена Балабанова
Эссе «Труд для себя и для других, как способ развития личности дошкольника»

Статья педагога-психолога Балабановой Е. В.

«Труд для себя и для других как способ развития личности дошкольника ».

Сегодня меня удивил, один случай, из одного дня жизни группы. Мне воспитательница пожаловалась, что одна мамочка возмутилась, что она старалась приучить ребёнка к убиранию после себя игрушек на место . Мама заявила, что дома ребёнок игрушки не убирает и в группе этого тоже делать не будет. Эта ситуация просто-таки, вела воспитательницу в ступор. Мама была возмущена, что ребёнка пытаются приучить к труду . Как же мама не понимала, что будущее сына, как и её старость «куётся» сейчас. Как ребёнок может начать уважать труд чужих людей , не познав, что это такое?

Наше поколение было воспитано на идеалах другого общества , где каждый другому друг и товарищ . И, следовательно, помощь ближнему не воспринималась, как из ряда вон выходящее. На смену нашему поколению пришло другое , которое воспитывалось в хаосе становления новой государственности. СССР распалось и на его руинах, строились новые государства, с новым менталитетом, новыми идеалами. Видимо, то поколение, что-то не дополучило, если не осознаёт, что готовность совершать позитивные поступки, закладывается здесь и сейчас, пока ребёнок мал. Именно в дошкольном детстве закладываются основы нравственного воспитания : доброжелательное отношение к сверстникам и младшим, к труду , установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке, стремление избегать плохих поступков, умение договариваться друг с другом , взаимодействовать.

Необходимо, нам научить ребёнка, что «добрый человек находиться в мире, где есть зло.» Человек каждый день становиться в вынужденное положение, делать нравственный выбор, выработать отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубостям, оскорбительным словам и действиям.

Тонкая нить между воспитанием нравственности и воспитанием трудолюбия , творческого отношения к учению, труду , к жизни. Труд как для себя так и для других . Воспитание трудолюбия является двигателем к способности активного познания . Ценность труда , зак

лючается в том, что :

Учит оценивать результат своего труда ;

Учит опрятности, умению соблюдать порядок на рабочем месте;

Даёт элементарное понятие о правах и обязанностях гражданина России;

Даёт представление о значении активной роли человека в обществе;

Даёт первоначальные навыки коллективной работы;

Ребёнок получает необходимые навыки сотрудничества и сотворчества ;

Дисциплинирует, учит проявлять дисциплинировать, последовательность, а также настойчивость в выполнении трудовых заданий ;

Прививает бережное отношение к результата своего труда и труда других людей , к чужому имуществу, личным вещам ;

- развивает коммуникативные умения;

- развивает стремления активно участвовать в делах группы;

- развивает умения презентовать свои достижения;

Воспитывает желание быть полезным окружающим;

Воспитывает потребность трудиться ;

- развивает наблюдательность ;

- развивает самостоятельность в выполнении правил и норм поведения;

- развивает организаторские способности ;

- развивает инициативу ;

- способствует социализации ребёнка, т. е. приобщению ребёнка к системе социальных отношений, усвоение первоначальных представлений социального характера;

- развивает интерес к различным профессиям ;

Воспитывает отрицательное отношение к лени и небрежности в труде , небережливому отношению к результатам труда людей ;

Воспитывает негативное отношение к нарушениям в группе порядка, а также дома, на улице;

Воспитывает умение радоваться результату коллективного труда ;

Воспитывает бережное и гуманное отношение к всему живому;

Воспитывает негативное отношение к невыполнению человеком своих обязанностей;

Воспитывает умение отвечать за свои поступки;

Воспитывает уважение к людям труда .

В дошкольном учреждении развитие трудовой деятельности идёт в таких направлениях :

Самообслуживание (умение быстро одеваться, раздеваться, складывать одежду в шкаф, ухаживать за обувью и т. д.);

Хозяйственно-бытовой труд (умение поддерживать порядок в группе и на участке, протирать и мыть игрушки, строительный материал, вместе с воспитателем ремонтировать книги, игрушки и убирать постель после сна, подметание дорожек, очищение снега, сервировка стола, вытирать стол после еды, подметать пол);

- труд в природе (сгребание снега к стволам деревьев и кустарникам, полив цветов, посев семян, высадка рассады, прополка и окучивание растений, сбор семян, уборка овощей с огорода, кормление птиц);

Ручной труд (работа с бумагой, картоном, работа с тканью, природным материалом) .

Личность ребёнка развивается в среде , которая его окружает, это : семья, детский сад, а также люди, которые его окружают. Есть и посредники - общества-это телевидение, книги, компьютер. Это воспитание проходит как правило стихийно. Воспитание же педагога –это процесс целенаправленный, в зависимости от поставленных задач. Принятие ребёнком конкретных ценностей, как труд свой и других людей , обеспечивается через : осмысленнее ценностей и практические действия.

Осмысленнее включает в себя знакомство с правилами. Ценность начинает приниматься внутренним миром ребёнка, осмысливая её пытается использовать в своей речи, словах. На следующем этапе развития дошкольник выполняет действия , направленное ценностью – это конкретная ситуация, которая требует выбора «осуществления поступка, но уже с учётом известных ребёнку правил поведения (ценностей) . В такие моменты, ценность труда принимается внутренним миром ребёнка. После чего использует ценность не только на словах, но и на деле.

Поэтому, система воспитательных воздействий включает в себя :

1) Моделирование ситуации, требующие выбора, когда выполнение правила идёт в разрез с собственными интересами или противоречит обстоятельствам.

2) Рефлексия с детьми ситуации-обсуждать и осмысливать действия после их завершения.

3) Собственно, участие в трудовой деятельности . Это может быть и групповая работа по уходу за растениями на огороде в детском саду и коллективная поделка и прочее.

Групповая работа- это получение опыта оказания взаимопомощи и поддержки, опыт разрешения конфликтных ситуаций, общения в разных ролях. Совместная работа сближает коллектив, но в свою очередь требует умения взаимодействовать и поддерживать своего товарища. Во взрослой жизни человеку имеющему богатый

опыт совместной жизни легче будет взаимодействовать, он будет положительно ориентирован на участие в совместной деятельности.

Таким образом, приобщение детей к трудовой деятельности в дошкольном детстве , имеет большое значение для развития личности ребёнка . И возможно, в эту минуту решается, будет ли вам, кому поднести стакан воды в старости.

Публикации по теме:

«Нетрадиционные техники аппликации как средство развития дошкольника». Консультация для педагогов Дошкольное детство - возрастной этап в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека. Общепризнанно, что это период рождения.

Современные концепции и принципы социально-нравственного воспитания и социального развития личности дошкольника Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение Центр развития ребёнка- детский сад №28 «Журавушка». «Современные концепции и.

Декоративно – прикладное творчество. Занимаясь с ребенком ручным трудом, способствуем его всестороннему гармоничному развитию. Ручной.

Игра с кинетическим песком как способ развития дошкольника В своей работе в детском саду я использую игры в кинетической песочнице как один из методов,формирующих всестороннее развитие ребенка, Cначала.

Консультация для педагогов «Предметно-пространственная среда как условие развития личности ребенка» Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, которая в свою очередь моделирует содержание духовного.

Консультация для родителей «Народные праздники как средство нравственного и познавательного развития дошкольника» Консультация для родителей «Народные праздники как средство нравственного и познавательного развития дошкольника» «Детство – важнейший.

Консультация для воспитателей «Декоративно-прикладное творчество как фактор развития личности детей» МДОУ «Детский сад комбинированного вида №227» Консультация для воспитателей Тема: «Декоративно-прикладное творчество, как фактор развития.

Методики выявления уровня развития личности дошкольника Проведенное теоретическое исследование проблемы развития личности детей дошкольного возраста 4-5 лет позволило нам определить цель нашего.

Воспитание звуковой культуры речи детей, ее значение для развития личности дошкольника Цель: развитие слухового внимания, формирование правильного звукопроизношения, выработка правильного речевого дыхания, умелое использование.

Воспитатель Рогалевич Л. В. ЛГ МАДОУ «ДСКВ №10 «Белочка» г. Лангепас Дети - природные исследователи окружающего мира. Мир открывается ребёнку.

Библиотека изображений:

Однажды вы просыпаетесь – конечно же, по будильнику, – и понимаете, что ваша жизнь превратилась в сплошной водоворот из обязательств. Встать в семь утра, вовремя приехать на работу, отремонтировать квартиру, продать машину, найти няню для ребенка, заехать к маме. И так до бесконечности.

Продолжается эта канитель не первый месяц, а то и год, и не видно ей ни конца, ни края. Все чаще и чаще вы ловите себя на ощущении, что вам совершенно ничего не хочется. Что из жизни куда-то исчезли радость, удовольствие, вдохновение и интерес. Что вы превратились в робота, который выполняет заданные функции.

Почему так происходит?

Потому что вы перестали слышать себя и начали жить желаниями и потребностями других – начальника, компании, супруга, родителей, детей. Вы уже не задаетесь вопросом, нужен ли этот ремонт лично вам и не слишком ли дорого он вам эмоционально обходится.

Потому что вы взвалили на себя ответственность за все человечество: за несделанные уроки ребенка, за срыв дедлайнов соседним отделом, за чистоту в подъезде и летний отпуск для всей семьи. «Если я это не сделаю, никто не сделает» – знакомая фраза?

Что же делать?

Выход один – медленно, шаг за шагом заново узнавать себя. Заново учиться чувствовать, чего вам хочется, что вам интересно, что вам доставляет радость и удовольствие. И определять, чего вам совсем не хочется и чем можно пожертвовать. Да, можно! Потому что всех дел все равно не переделаешь, а здоровье и нервы не резиновые.

Начните с малого – посвящайте себе хотя бы полчаса в день. Проводите это время наедине с собой – в ванне, в парке, в кресле с пледом и кошкой, в бассейне или сауне. Как вам будет комфортно. Спрашивайте себя: «Что я сейчас чувствую?», «Чего я сейчас хочу?», «Что сейчас хочет мое тело?». Не сбивайтесь на поток мыслей о том, что надо сделать и что вы не успели. Напоминайте себе, что это время и пространство – только для вас. Даже полчаса в день помогут вам немного отдышаться от марафонского бега.

Затем начинайте постепенно расширять этот опыт на час, два, три, четыре… целый день. Учитесь замечать свою усталость, бессилие, боль в спине или шее. Позаботьтесь о себе в эти моменты: делайте перерывы, выходите посреди рабочего дня погулять или купить себе мороженое. Отмените встречи, на которые не хватает сил. Почаще спрашивайте себя: «Для кого я это делаю? Хочу ли я это делать? Есть у меня ресурс, чтобы это делать?».

Не думайте, что у вас сразу получится. Это будет необычно и непривычно. Вас обязательно будет ругать внутренний голос: он скажет, что вы тратите время впустую и потом будете об этом жалеть.

Философские рассказы для детей от шести до шестидесяти лет Тарасов Владимир Константинович

Лучше делать для других

Лучше делать для других

Однажды месяц заглянул в окошко к портному и удивился: каждый день до поздней ночи работает портной, шьет красивую одежду, а сам одет так себе – не очень-то уж и красиво. Скорее, обыкновенно. Сам месяц никакой одежды не носил. Во-первых, ему было не холодно. Ведь месяц-то не сам светится, а он светлый потому, что его все время освещает и согревает солнце. Во-вторых, месяц все время то худеет до полной худобы, то толстеет до полной луны. Попробуй тут угадать, какого размера одежду шить! Лучше уж ему так обходиться! Вот он и спросил портного, почему тот не сошьет себе красивую одежду, а ходит целыми днями в самой что ни на есть обыкновенной.

– Понимаешь, в чем дело, – поднял голову портной, который в этот момент как раз выкраивал модную в этом сезоне рубашку самого популярного салатного цвета. – Когда я был помоложе, я старался сшить себе что-нибудь такое, ну, самое-самое! Самое модное и самое красивое. Но другие люди интересовались, откуда у меня такая хорошая одежда. А когда узнавали, что я портной, разочарованно говорили: «А…! Ну тогда понятно!» Кому приятно, когда в нем разочаровываются? И даже если они потом просили сшить им тоже что-нибудь такое, все равно я понимал, что как человек я им вовсе не интересен! Тогда-то я и перестал шить себе слишком уж красивые вещи. Все самое лучшее шью для других. И ты знаешь, люди стали ко мне лучше относиться. Может быть, они и не думают об этом, но они чувствуют, что я для них стараюсь сшить получше, чем для себя. Очень даже интересные разговоры со мной ведут, я их теперь как личность интересую. Они даже немного стесняются, что так много уделяют внимания одежде, когда разговаривают с таким интересным человеком, как я. Ну, я их, конечно, успокаиваю. Говорю:

«А как же иначе?! Ведь вы к портному пришли!

Как с портным не говорить об одежде?! Нормально!» А вообще-то я люблю красивые вещи.

Я не про одежду говорю, а вообще про вещи.

– С тобой и вправду интересно говорить, – сказал месяц. Он также заметил, что в комнате у портного действительно красивые вещи, хоть их и немного. «Это правильно, подумал месяц, пусть уж лучше будет немного, но действительно красивых, сто?ящих вещей, чем много всякого барахла. Хороший вкус у портного!» Ну да, конечно, ведь не может быть хорошего портного с плохим вкусом!

А портной еще раз подумал: «Лучше делать для других что-нибудь хорошее и красивое, чем для себя. Другие как хотят, это их дело, но я-то должен сам себя уважать! Кто для других делает плохо, сам себя не уважает, а кто ж его тогда будет уважать? Так-то вот!» – удовлетворенно вздохнул портной и взялся за работу.

Из книги Что делать, если ребенок не слушается автора Василькина Юлия Константиновна

…И чего лучше не делать Есть наказания, которые считаются традиционными и до сих пор широко применимы, но они основываются на унижении и подавлении ребенка, и поэтому их лучше всего избегать… Физическое наказание простирается от одиночного шлепка тапочкой до битья

Из книги Как говорить с сыном. Самые сложные вопросы. Самые важные ответы автора Фадеева Валерия Вячеславовна

Из книги Дисциплина без стресса. Учителям и родителям. Как без наказаний и поощрений развивать в детях ответственность и желание учиться автора Маршалл Марвин

Из книги Тайм-менеджмент для молодых мам, или Как все успевать с ребенком автора Хайнц Мария Сергеевна

Поучения других Родитель хочет уберечь подростка от последствий того, что взрослый считает негативным опытом, и начинает читать нотации. Через несколько минут взгляд подростка стекленеет. Он «отключил» родителя и думает: «Хватит меня поучать» или «Ты мне говоришь что

Из книги Буду мамой! Все о беременности и первом годе жизни малыша. 1000 ответов на 1000 главных вопросов автора Сосорева Елена Петровна

Из книги Искусство воспитания послушного ребенка автора Бакюс Анн

Отпуск для отца и других родственников Если вы не желаете надолго оставлять свою работу, то отпуск по уходу за ребенком может взять – полностью или по частям – и ваш муж, и дедушки и бабушки ребенка, и вообще любой родственник или опекун, который будет ухаживать за

Из книги Как вести себя в транспорте автора Шалаева Галина Петровна

Из книги В начале было слово. Авторская методика по обучению речи детей с трудностями развития автора Августова Ромена Теодоровна

Не толкай других пассажиров Битком набит автобус был. Медведь пробраться вглубь решил, Всех пассажиров растолкал И гордо в середине встал. Ему Кондуктор говорит: – Хоть ты имеешь гордый вид, Запомни: ты тут не один, Не самый главный господин! Ты помогай себе

Из книги Слышать, понимать и дружить со своим ребенком. 7 правил успешной мамы автора Маховская Ольга Ивановна

Уважай других пассажиров Все торопятся у нас: В детский садик, в школьный класс, На работу, в магазин. Все спешат, не ты один. Транспорт наш всегда на службе, Он со всеми нами в дружбе, Он общественным зовётся. Это значит, вам придётся Пассажиров уважать, Никого

Из книги Разговоры с дочерью [Пособие для неравнодушных отцов] автора Кашкаров Андрей Петрович

Из книги Ваш малыш от рождения до двух лет автора Сирс Марта

Показывайте, как делать, а не приказывайте, что делать. Правила поиска черной кошки в темной комнате Конкретно-образное мышление ребенка требует другого языка, демонстрации – ребенку нужно увидеть, как эту задачу выполняют другие. Чтобы справиться с работой, мало

Из книги автора

Пожалуйста, не трать время понапрасну, не ищи недостатки в других людях По большому счету такой поиск – суть потери драгоценного времени, не продуктивен.Если у тебя есть комплексы – работай над собой, а не пытайся самоутвердиться, отыскивая недостатки в других людях.Не

Из книги автора

Из книги автора

Так лучше для мамы В придачу к тому, что грудное молоко лучше всего для вашего ребенка, грудное вскармливание лучше всего для вас. Будут марафонные дни, когда ребенок будет постоянно у груди; вы будете чувствовать, что из вас выжаты все молоко, вся энергия и все терпение.

Из книги автора

Пункт четвертый: посмотрите, нет ли других обстоятельств, влияющих на рост вашего ребенка Будьте готовы к снижению прибавок, особенно в весе, во время длительной или рецидивирующей болезни, такой как диарея или частая простуда. Аппетит снижается, а питание, которое пошло

Из книги автора

Укусы пчел, ос и других насекомых Насекомые, оставляющие в коже ребенка свои жала, вызывают две проблемы: воспаление в месте укуса или аллергическую реакцию на

Тенденция «быть» в данном случае содержательно определяется включенностью во взаимоотношения с социумом. Читатель может поставить вопрос: в чем различие между динамической тенденцией адаптации к социуму, рассмотренной выше и стремлением «быть как другие», обсуждаемым здесь? С первого взгляда сходство между ними настолько очевидно, что может показаться искусственным поиск различий. Однако на деле это не так. Во-первых, адаптация к другому указывает на ту жизненную задачу, которая поставлена перед индивидом и решается им, тогда как стремление «быть как другие» (и тем более «быть с другими» или «быть для других») указывает на ту мотивационно-потребностную сферу, которая выступает источником активности. Во-вторых, задача адаптации к социуму решается не только при наличии стремления «быть как другие», но и при других стремлениях, например, стремления «владеть другими» и «владеть самим собой». Более того, стремление «быть как другие» может следовать не цели адаптации, а напротив, преобразования другого. В последнем случае данное стремление может выступать в качестве механизма социальной «мимикрии» в деле решения задачи вызвать желаемые изменения в партнере социального взаимодействия. Короче говоря, тенденция адаптации к социуму и стремление «быть как другие» не перекрывают друг друга, они могут сливаться в одну и ту же деятельность субъекта и могут не сливаться.

Можно выделить три разновидностей взаимодействия с другим (другими), основанные на стремлении «быть»: (1) быть как другие, (2) быть с другими и (3) быть для других. Наиболее ярким выражением первого выступает феномен идентификации, впервые описанный в работах 3. Фрейда и детально изучаемый как психоаналитиками, так и бихевиористски или когнитивистски ориентированными исследователями. В советской психологической науке изучению данного феномена посвящено немало интересных теоретико-эмпирических исследований Описание стремления «быть с другими» дается в экзистенциально-философской литературе вслед за М. Хайдеггером, предложившим понятие «со-бытие». Что же касается стремления «быть для других», то оно лежит в основе альтруистического поведения.

Стремление «быть как другие», охватывает не только феномен идентификации, но и связь между социальным или характерологическим сходством и аттракцией, ставшей предметом обсуждения в одной из наших обзорных статей.

В контексте нашей работы хотелось бы высказать несколько соображений о механизме идентификации. Сам 3. Фрейд его сущность рассматривал в связи с природой онтогенетического развития ребенка и социально-психологических процессов внутри социальной группы. Детальное критическое осмысление существующих психоаналитических представлений по поводу функционирования данного психологического механизма в данный момент не входит в нашу задачу. Мы ограничимся лишь критическими соображениями в адрес одной инвариантной идеи, лежащей в основе столь разноречивых толкований, которыми изобилуют работы психоаналитиков. Сущность этой идеи заключается в следующем: процесс идентификации, с одной стороны, связывается с процессом удовлетворения первичных витальных потребностей, например, потребности в пище, при этом допускается, что младенец «абсорбирует» вместе с пищей образ кормилицы (т. н. анаклитическая идентификация), с другой стороны, он связывается либо с либидонозными стремлениями ребенка занять позицию родителя противоположного пола или символического отца, олицетворяющего определенную силу, либо же со снятием тревоги, вызванной тем, что индивид является объектом агрессии (идентификация с агрессором). Общим знаменателем всех этих разновидностей понимания является то, что идентификация представляется в некоторой степени вторичным процессом, служившим средством удовлетворения некоторой первичной (преимущественно биогенной) потребности. Мы предполагаем, что понимание, согласно которому процесс идентификации выступает средством для удовлетворения определенной потребности или снятия внутреннего напряжения, вызванного тревожностью, частично правильно, однако необоснованна абсолютизация этой ее функции и ограничение исключительно ею. Дело в том, что потребность «быть» является, как мы уже отмечали, фундаментальным человеческим стремлением и ею (как и стремлением «иметь») могут быть «пронизаны» все виды человеческой активности, будут ли они биогенными, психогенными или социогенными. Однако стремление «быть» не беспредметно нужно быть и стать кем-то. Базальная потребность «быть» определяет то, что человек должен быть либо таким, каким является другой (другие), или же таким, каким он есть на самом деле. Между этими двумя крайностями находится средний пункт, отражающий то, каким человек в его понимании или в понимании социума должен стать («сверх-Я») или же каким он желал бы стать («желаемое» или «идеальное Я»). Это последнее стремление мы назвали средним пунктом, потому, что образ того, каким я должен стать или желал бы быть, является своеобразным «сплавом» образца, исходящего извне, и моего воображаемо-креативного участия по созданию или воссозданию данного образца: с одной стороны, опорным пунктом является эталон внешне-социального или культурного мира, но, с другой стороны, приятие такого эталона и его моделирование на себя зависит от меня самого и от моего проектирования способа собственной жизни.

В итоге, стремление «быть как другие», выражающееся в идентификационном с социумом процессе, не является исключительно средством удовлетворения других потребностей, а представляется также самостоятельной движущей силой человеческой жизнедеятельности.

В социально-психологических исследованиях последних двух десятилетий интенсивно изучается феномен деиндивидуации . При его определении перечисляется множество признаков, один из которых указывает на «растворяемость» индивида в социуме, который в нашей терминологии можно определить в качестве стремления «быть как другие». Прочие его признаки указывают на потерю контроля над собою, растормаживание импульсов и несдержанность, ведущих к нарушению принятых норм, на интрапсихический хаос и дезорганизацию поведения. Эти последние признаки прямо не относятся к рассматриваемому здесь стремлению «быть как другие», а отражают характеристики социального взаимодействия по другим параметрам, например, энтропии – негэнтропии.

Следовательно, эти стороны деиндивидуации будут нами рассматриваться при обсуждении вопросов организации и дезорганизации, энтропии и негэнтропии во взаимодействии личности с социальной средой. Пока же сконцентрируем наше внимание на тех сторонах феномена деиндивидуации, которые непосредственно относятся к характеристикам обсуждаемой здесь динамической тенденции.

Многие авторы считают, что стремление к деиндивидуации в смысле растворения индивида в других является либо средством для избегания социальной угрозы или персональной неудачи, либо же результатом того, что личность не воспринимает себя и не является воспринятой со стороны других в качестве своеобразного, необычного и сингулярного индивида. Вместе с тем Р. С. Зиллер, чьи теоретические положения мы еще раз затронем в связи с описанием стремления «быть самим собой», допускает в качестве изначального и самостоятельного стремление индивида к социальной зависимости и деиндивидуации в смысле слияния с другими.

Стремление «быть как другие» М. Хайдеггер, Ж. П. Сартр и Э. Фромм рассматривают в качестве одной из разновидностей неаутентичного способа существования и неконструктивного решения человеком своих экзистенциальных проблем М. Хайдеггер это стремление, имеющее свое крайнее выражение в растворении индивида в безличном «das Man», связывает со страхом смерти, а Ж. П. Сартр и Э. Фромм – с бегством от личной ответственности и свободы. Однако обнаруживается также большая разница между указанными авторами в понимании данного источника человеческой жизнедеятельности.

Если М. Хайдеггер помимо вышесказанного говорит о внутреннем стремлении к совместному бытию и с этой целью вводит понятия «со-бытие» (Mitsein) и «совместный мир» (Mitwelt), то Ж П. Сартр критикует хайдеггеровскую идею «со-бытия», абсолютизируя взаимную чуждость людей («ад – это другие», – говорит Сартр) и невозможность наличия между ними какой-либо подлинной общности и понимания. Э. Фромм во многих своих работах настойчиво повторял мысль, согласно Которой исходное состояние и стремление человека определялись слитностью с другими людьми и с социальной общностью, а последующий процесс сепарации людей от друг друга, наиболее крайним выражением которой является буржуазный индивидуализм, определил духовный кризис и болезненно-невротические симптомы, которыми страдает современный человек*.

* Весьма далеким «предшественником» такого понимания соотношения слитности и сепарации является онтологическое учение Анаксимандра об «апейроне» как первичном состоянии неопределенности и недифференцированности сущего. Согласно Анаксимандру то, что выделяется от «апейрона», наказывается и возвращается к нему в силу закона.

Во многих неофрейдистски и непсихоаналитически ориентированных теориях онтогенетического развития ребенка подчёркивается первостепенность потребности связи с социумом (сначала е родителями, далее со сверстниками и т. д.) в психическом развитии. В работах советских психологов и ученых из социалистических стран эта идея получила особое звучание. В основополагающих работах советских психологов по вопросам общения и совместной деятельности коллективного самоопределения и идентификации с группой, природы и функционирования социогенных потребностей и т. д. убедительно обосновывается положение о том, что стремления «быть с другими», «быть как другие» и «быть для других» являются важнейшими источниками человеческой жизнедеятельности.

Если вы сами никогда не страдали от депрессии, то, скорее всего, не понимаете всей суеты вокруг этого заболевания. С чего вдруг у всех появилась депрессия?

Но, поверьте, нельзя в полной мере представить это состояние. Депрессия - это как нежеланный гость, который свалился как снег на голову и не собирается уезжать. Она отнимает у вас силы и создаёт хаос. Депрессию не волнует, что у вас есть работа. Её не волнует, что в раковине скопилась гора посуды, а мусор уже давно пора выкинуть. Она с жадностью поглощает всё ваше время и все силы. В общем, не самое приятное время.

Поэтому поговорим о том, что вы можете сделать, если близкий человек страдает от депрессии.

1. Помогайте делом

Людям в депрессии нужно всё то же, что и остальным. Пища, вода, миллион долларов мелкими купюрами - всё как у всех. Но трудно добыть эти полезные вещи, когда кажется, будто голова набита ватой.

Да, сопереживание и солидарность - это замечательно, как цветочки и трогательные записочки. Но иногда лучшее, что мы можем сделать для другого человека, - прийти к нему, закинуть вещи в стирку, принести еды и немного прибраться.

2. Будьте терпеливы

Человек в депрессии не знает, как долго продлится это состояние, и раздражение со стороны друзей только усугубляет ситуацию. Так что успокойтесь. Рано или поздно депрессия пройдёт.

Поверьте, вашему другу намного труднее, чем вы можете себе представить. Постарайтесь не торопить его и не расспрашивайте, что происходит у него в голове. Просто посмотрите ему в глаза и скажите: «Ты сильный человек. Я здесь, и я помогу тебе пройти через это. Скоро ты будешь чувствовать себя лучше».

3. Не несите чушь

Самые идиотские вещи, которые вы только можете сказать:

  • Нужно есть здоровую пищу и делать физические упражнения.
  • Почему грустишь?

Если ваш друг ведёт себя странно и вы не можете понять почему, вспомните про всезнающий Google. В Сети вы сможете найти подробные , хотя целесообразнее было бы проконсультироваться с врачом.

Не надоедайте своему другу расспросами о том, что он чувствует. Не заставляйте его убеждать вас, что депрессия - реальное и серьёзное заболевание, которое ни капли не похоже на небольшие приливы грусти. У него нет на это времени. Сейчас он занят только своей болезнью.

Лечение депрессии только затягивается из-за снисходительного отношения со стороны окружающих. В такой ситуации невозможно почувствовать себя комфортно.

Поэтому в депрессии так необходимо, чтобы друг сказал: «Не нужно ничего скрывать. Это настоящая болезнь, но ты в ней не виноват. Может, хочешь кусочек яблочного пирога? Ну вот. Совсем крошечный кусок. Совсем малюсенький, правда? Вот видишь, теперь намного лучше».

4. Не забывайте о себе

Не становитесь заложником эмоционального состояния другого человека. Так никому не будет легче. Делайте только то, что вы можете сделать. И ничего больше. Не теряйте свои силы, пытаясь сделать так, чтобы они появились у вашего друга.

Ваше хорошее самочувствие тоже важно. И если вы станете нянькой для друга в депрессии, то лишь измучите себя.

Временами человек в депрессии просто не способен быть хорошим другом, что, конечно, может вас расстроить. Тогда возьмите паузу. Поймите: если вы будете заниматься своими делами, это не значит, что вы бросаете своего друга. Он вас по-прежнему любит. Просто сейчас ему слишком тяжело выразить это словами.

Не реагируйте на его нападки. Неприемлемое поведение нельзя прощать человеку только потому, что у него депрессия. Вы не заслуживаете жестокого обращения, поэтому не бойтесь прямо сказать, если он переходит границы. Даже если не сразу, то хотя бы когда пик депрессии останется позади.

5. Помогайте придерживаться хороших привычек и правильного распорядка дня

Нужно каждый день. Прогулка вечером тоже отличная идея. Зелёный чай может помочь. Всем нужна вода. Лекарство нужно принимать так, как написано в инструкции. Кажется, это простые и очевидные вещи, но они становятся крайне важными, когда друг зациклен на депрессии и не замечает ничего вокруг.

Человеку в депрессии нужна помощь именно с такими маленькими делами, потому что они кажутся ему совершенно незаслуживающими внимания.

Подойдут и вежливые напоминания, и набранные капсом сообщения вроде «НУ ТАК ЧТО, ПЬЁШЬ СЕГОДНЯ ВОДУ? И посмотри на фото этого французского бульдога, который ест пончики. Такой милый». Подобные жесты творят чудеса и помогают вашему другу снова вернуться к обычной жизни.

Когда туман рассеется и человек сможет посмотреть на свою жизнь, увиденное не будет повергать его в ужас из-за того, насколько всё запущено. И если вдруг вы сами попадёте в неприятности, можете быть спокойны: ваш друг не забудет вашу поддержку и ответит вам тем же.