Намаз путника по сунне: как сокращать, совмещать намазы, кто считается путешественником. Пропущенные намазы

Совмещение намазов

Разрешено совмещать салят-уз-Зухр с салят-уль-Аср и салят-уль-Магриб с салят-уль-Иша в пути, в котором сокращаются намазы. Не дозволено совмещать салят-уль-Аср с салят-уль-Магриб и салят-уль-Иша с салят-ус-Субх и салят-ус-Субх с салят-уз-Зухр , согласно следующему преданию Ибн Омара: «Посланник Аллаха (с.а.с.) совмещал аль-Магъриб с аль-Иша, когда был серьёзный поход» . Передал Анас о том, что Пророк (с.а.с.) совмещал аз-Зухр с аль-Аср . Не передано от Него, что он совмещал по-другому, нежели в этих двух положениях, это . Ниспосланные обряды поклонения ограничиваются тем, что передано в текстах. Не дозволено совмещать другие намазы кроме тех, о которых передано в текстах.

Разрешается совмещать аз-Зухр с аль-Аср и аль-Магъриб с аль-Иша , совершая в первое время и откладывая на второе . Разрешается совмещать намазы во время первого из них и во время второго. Тем не менее, если он прибыл во время первого, то лучше совместить в первое время, т. е. второй намаз совершить во время первого намаза. Если же он находится в движении, то лучше перенести совмещение на время второго намаза. Передано от Ибн Аббаса: «Не сообщить ли вам о намазе Посланника Аллаха (с.а.с.)?! Когда солнце отклонялось от зенита, а он (собираясь в путь) пребывал в доме, то он совершал салят-уль-Аср во время салят-уз-Зухр и совмещал их в полдень. Если же он выходил в путь до полудня, то переносил салят-уз-Зухр на время салят-уль-Аср и совмещал их во время салят-уль-Аср» .

Необходимо взять намерение на совмещение с наступлением начала первого намаза и соблюдать непрерывность при совмещении их во время первого намаза. Если он совместил намазы в первом времени и прибыл на место своего проживания до наступления времени второго намаза, то если он уже совершил их, то совмещение намазов считается действительным. В обратном случае, если он не намеревался совмещать, то только тот намаз будет действительным, который он совершил.

Совмещение намазов подтверждается достоверными хадисами. От Анаса передаётся, что Посланник Аллаха (с.а.с.), когда выходил в путь до того, как солнце отклонялось от зенита, переносил аз-Зухр на время аль-Аср, затем останавливался и совмещал их. Когда выходил в путь после отклонения солнца от зенита, то делал аз-Зухр, затем выезжал . От Анаса передаётся, что Пророк (с.а.с.), когда спешил отправляться в путь, он переносил аз-Зухр на время аль-Аср и переносил аль-Магъриб так, что совмещал между его с салят-уль-Иша, пока не пропадала красная полоса заката . От Муаза передаётся, что Посланник Аллаха (с.а.с.) во время битвы при Табуке, когда полдень наступал до его выхода, совмещал аз-Зухр с аль-Аср. А если выходил до наступления полудня, то откладывал аз-Зухр, пока не наступал аль-Аср. И в аль-Магъриб подобно этому: если солнце садилось до его выхода, то совмещал аль-Магъриб с аль-Иша, а если выходил до заката солнца, то переносил аль-Магъриб, пока не наступало время аль-Иша, и совмещал их . Все эти хадисы достоверные. Они ясно свидетельствуют о дозволенности совмещения аз-Зухр с аль-Аср, в первое время и во второе, а также совмещения аль-Магъриб с аль-Иша, в первое время и во второе.

Здесь нельзя сказать, что Аллах установил для намазов времена и у каждого намаза определённое время. Есть начало времени и нельзя совершать намаз до наступления этого времени. Если же совершил, то намаз не принимается. Есть конец времени и нельзя совершать намаз позже него, а если совершил позже, то это запрещено. И что эти времена утверждены хадисами мутаватир , а совмещение в путешествии подтверждены хадисами ахад . Следовательно, не позволяется оставлять то, что в хадисах мутаватир из-за того, что в хадисах ахад . Так нельзя утверждать. Поскольку совмещение в пути не является оставлением хадиса мутаватир . Напротив, это обособление его. Ведь хадисы ахад могут обособлять то, что приводится в Коране, и тем самым в хадисах мутаватир . Времена намазов, подтверждённые в хадисах мутаватир , приведены в общей форме, а перенос намаза в заблаговременное время или откладывание намаза на более позднее время обособляется выходом в путь. Соблюдение намаза в своё время остаётся утверждённым в общей форме хадисами мутаватир , но исключается из него положение путника и обособляется совмещение двух намазов, в первое время или во второе, в силу своего подтверждения достоверными хадисами.

Однако совмещение разрешается только в день Арафа, в ночь Муздалифа, в пути, соответствующем условиям сокращения, и в дождливый день. Что касается Арафат и Муздалифа, то Пророк (с.а.с.) совмещал в Арафа и Муздалифа. Что касается пути, то хадисы, указывающие на совмещение намазов в отсутствие дождя, подтверждаются лишь для путника. Это выявляется из текстов многочисленных хадисов. В хадисах приводится: «...когда был серьёзный поход» , «...когда вышел в путь» , «...когда спешил отправляться в путь» и другие хадисы, указывающие на путь. Некоторые предания ясно указывают на сокращение в пути. В хадисе Ибн Аббаса приводится: «Посланник Аллаха совмещал салят-уз-Зухр с салят-уль-Аср, будучи в пути, и совмещал салят-уль-Магриб и салят-уль-Иша» . Также от Ибн Аббас передаётся, что когда Посланник Аллаха (с.а.с.) был в пути, и солнце отклонялось от зенита, в то время, как он находился на своём привале, он совмещал салят-уз-Зухр с салят-уль-Аср, перед тем, как оседлать коня. Если же солнце ещё не отклонялось от зенита, в то время, как он находился на своём привале, то он выступал в путь и шёл до наступления аль-Аср. Затем останавливался и совмещал их. Если наступало время аль-Магъриб, в то время, как он находился на своём привале, он совмещал салят-уль-Магриб с салят-уль-Иша. Если же не наступало время аль-Магъриб, в то время, как он был на своём привале, он седлал коня и отправлялся в путь, пока не наступало время аль-Иша. Затем останавливался и совмещал их. Во всех этих хадисах совмещение ограничивается путешествием. Под путешествием здесь подразумевается путь, в котором дозволено сокращать намаз. Поскольку артикль «аль» перед словом «сафар» служит признаком конкретизации, т. е. конкретное путешествие, определённое шариатом, в котором сокращаются намазы.

Что касается совмещения по причине дождя, то это согласно сообщению Абу Саламы бин Абдуррахмана, который сказал: «Из сунны является совмещение аль-Магриба с аль-Иша в дождливый день» . Этот хадис передаёт аль-Асрам. Приводимое в хадисе словосочетание «из сунны» означает из сунны Посланника Аллаха (с.а.с.), что указывает на то, что это хадис. Сказал Хишам ибн Урва: «Я видел, как Убана (Абана) ибн Осман совмещал в дождливую ночь аль-Магриб с аль-Иша и с ним молились Урва ибн Аз-Зубайр, Абу Салама ибн Абдуррахман и Абу Бакр ибн Абдуррахман. Они не осудили его, и никто в их время не возразил ему, и это стало единодушием» . Передал аль-Исрам от Ибн Омара, что Пророк (с.а.с.) совмещал в Мадине аз-Зухр с аль-Асром во время дождя . Передаётся от Джабира ибн Зайда, от Ибн Аббаса, что он рассказал, как Пророк (с.а.с.) совершил намаз по семь и по восемь рак’атов. Аз-Зухр с аль-Аср и аль-Магриб с аль-Иша. И Абу Айюб сказал: «Возможно, это было в дождливую ночь», и Джабир сказал: «наверное» . Хадис передаёт Бухари. В этом хадисе Абу Айюб Ас-Сухтанийю сказал Джабару ибн Зайду и он же Абу Ашаъса «Возможно, это совмещение в дождливую ночь» и он ответил ему: «Наверное. Так и есть, как ты сказал». Также, о вероятности дождя, сказал Малик, после того как вывел этот хадис. Все эти доказательства указывают на единодушное согласие о дозволенности совмещения намазов по причине дождя, в первое время намазов или во второе.

Под дождём подразумевается, все то, что называется дождём. Это то, что мочит одежду, несмотря на наличие или отсутствие неудобств. Передано, что Пророк (с.а.с.) совмещал намазы при дожде, не имея между его комнатой и мечетью ничего . Также, несмотря на то, совмещал ли в мечети или дома, шёл ли дождь перед вступлением в намаз или нет. Поскольку хадис не сделал неудобство мотивом совмещения, а значит необходимо ограничиться тем, что приводится в божественном откровении. Поскольку относительно условия совмещения в мечети или других условий нет шариатских текстов, указывающих на это. Более того, подтверждается, что Посланник Аллаха (с.а.с.) совмещал намазы в домах своих жён около мечети. Также в хадисе говорится «в дождливый день», «в дождь», «в дождливую ночь». Исходя из этого, становится ясно, что достаточно, чтобы время было дождливым, а не то, чтобы дождь шёл именно при вступлении в намаз. Потому что, причиной совмещения, т. е. уважительной причиной, разрешающей полное совмещение, подобно выходу в путь, является дождливая погода. Когда появится эта причина, т. е. пойдёт дождь, то абсолютно разрешается совмещать, равно имеются ли неудобства или нет, в мечети или вне неё.

Не разрешается, помимо Арафа и Муздалифа , путешествия и дождя, совмещать намаз. Не уместно проводить с ними аналогию под предлогом неудобств, когда отсутствует мотив совмещения. Неудобство не является шариатским мотивом в текстах, и проводить аналогию без мотива не допустимо. Не говоря уже о том, что обряды поклонения не мотивируются и не подлежат аналогии.

Что касается хадиса Ибн Аббаса, что Пророк (с.а.с.) совмещал аз-Зухр с аль-Аср и аль-Магъриб с аль-Иша в Медине, когда не было страха или дождя . Также хадиса Ибн Масуда, что Посланник Аллаха (с.а.с.) совмещал аз-Зухр с аль-Аср и аль-Магъриб с аль-Иша , а когда спросили его об этом, он сказал: «Я сделал это, чтобы не отягощать свою умму» . Также другие хадисы, в которых приводится в абсолютной форме совмещение, без причины путешествия или дождя. Все эти хадисы не применяются к действию, а оставляются, в силу своего противоречия с категоричными хадисами мутаватир . Поскольку если хадисы ахад находятся в противоречии с Кораном и хадисом мутаватир , то Коран и хадис мутаватир принимается, а хабар ахад отвергается, т. к. он является сомнительным, а мутаватир - категоричным. В случае несовместимости их друг с другом, сомнительный отвергается, а категоричный принимается. В данном случае времена намазов подтверждаются путём таватура , и обязательно следует соблюдать их. Оставление этих времён и принятие совмещения в первом или во втором времени на основе одиночного сообщения ( хабар ахад ), противоречащего с ними, не разрешается. Потому что, это оставление категоричного и принятие сомнительного. Здесь также нельзя сказать, что позволяется совмещать намазы при каких-либо нуждах или случаях с условием не брать это за правило. Поскольку хадисы, дозволяющие совмещение, помимо причин путешествия и дождя, приводятся в абсолютной форме, без всяких ограничений чем-либо. Если бы они ограничивались какой-нибудь нуждой или чем-то иначе, то выступали бы обособлением, как путешествие, и принимались бы. Однако они приводятся в абсолютной форме и нельзя добавлять нам что-либо или как-нибудь ограничивать от себя, без указания на это текста. Напротив, они остаются в абсолютной форме. Поскольку они приводятся в абсолютной форме и хадисы мутаватир о времени, также приводятся в абсолютной форме, а соединить эти два вида хадисов невозможно, то хадисы о времени принимаются, а хадисы о совмещении без причины путешествия или дождя - отвергаются.

Путник совмещает, пока находится в пути. Если он поселится в каком-нибудь месте, то рассматриваются случаи: если он принял это место в качестве аль-икъамы (постоянного места жительства), то его поездка завершается и ему запрещается совмещать. Как, например, если кто-то оправился из Иерусалима в Эр-Рияд, и принял второй пункт в качестве аль-икъамы , где он будет работать. То его поездка завершается, сразу после его обоснования там, и ему нельзя совмещать в таком положении. Если же он не принял это место в качестве аль-икъамы , а лишь находится там из-за своей торговли, ради которой он вышел в путь, (как, например, торговля, которая требует некоторого времени), то он совмещает намазы, пока не вернётся на своё место жительства, сколько бы не длился срок его пребывания в Эр-Рияде.

Мутаватир - (лекс. последовательный) хадис, переданный множественной группой третьего поколения мусульман (таби - табиин), исключающей вероятности заговора их во лжи, которые приняли его от такой же группы мусульман второго поколения (табиин), которые приняли его от такой же группы мусульман первого поколения (сахаба), а они в свою очередь услышали или увидели от самого Посланника Аллаха (с.а.с.).

Пророк, мир ему и благословение, учил, что объединять дневной намаз с предвечерним, а вечерний с ночным можно в трех случаях. Это дозволено тому, кто находится в пути, тому, кто сильно болен и опасается за себя, и тому, кто попал под сильный дождь.

Большинство ученых считает, что помимо трех упомянутых случаев есть и другие исключения. Доводом этому является следующий хадис. Передается от ибн Аббаса, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение, объединил дневной намаз с предвечерним, а в другой раз – вечерний с ночным, находясь в Медине, хотя не было ни ситуации опасения, ни дождя. Уаки’ сказал: «Я спросил ибн Аббаса: «Почему он [Пророк] так поступил?», и ибн Аббас ответил: «Он не хотел затруднять свою умму [общину]» («Сахих Муслим», 1151). Этот хадис подтверждает, что поводом для объединения молитв может быть все то, что приводит мусульманина в сильное затруднение.

В исламе есть правило: «Затруднительная ситуация (машакка) допускает идти на облегчения» (правило касается исполнения некоторых ритуалов, не затрагивает основ религии). Таким образом, в случае необходимости дозволяется объединить две молитвы, но с одним важным условием: подобное не должно становиться нормой и привычным делом.

Можно перенести обеденный намаз на послеобеденный (назад), а также послеобеденный на обеденный (вперед). Также можно перенести вечерний на ночной и наоборот. Нельзя совмешать друг с другом вечерний и послеобеденный намазы. Также не совмещаются ночной и утренний и наоборот, утренний на обеден-ный и наоборот.
Если обеденный намаз переносится на послеобеденный (то есть назад), то еще во время обеденного намаза нужно сделать намерение сердцем о том, что я этот намаз перенес на послеобеденный намаз. Если без такого намерения настанет срок послеобеденного намаза, то он считается пропущенным.
Во время совершения обоих намазов в послеобеденное время читают намерение: "Я намереваюсь совершить обеденный фарз-намаз, перенеся на послеобеденный намаз". После салама вста-ют, читают икамат и произносят намерение "Я намереваясь совершить обязательный послеобеденный фарз-намаз". Вместе с переносом можно намазы и сокращать. Но при вступлении в каждый намаз, в намерении добавляют еще и слово «сокращая». Например: "Я намереваюсь совершить обеденный намаз, с переносом на послеобеденный, сокращая оба намаза". Затем совершают два ракаата обеденного намаза, после салама читают икамат и делает намерение: "Я намереваюсь совершить после - обеденный намаз, объединив с обеденным намазом, сокращая". Затем совершают два ракаата и выходят из намаза саламом. Вот такой же порядок сохраняется при переносе вечернего намаза на ночной или ночного на вечерний тоже. Если намаз переносится вперед, т.е. послеобеденный на обеденный и ночной на вечерний, помимо того, что путь должен быть дозволенным и длинным, необходимы три условия:

1.При намерении первого намаза нужно иметь намерение совершить совмещая и второй намаз.
2.Между обеими намазами читается только икамат, и не отвлекаясь, быстро вступают во второй намаз.
3. Передний намаз совершают первым, а вторым совершают следующий намаз.

Если из этих трех условий отсутствует хоть одно, то перенос намаза вперед не допускается. При переносе намазов назад, т.е. обеденного на послеобеденный или вечерний на ночной, необходимо одно условие. Это до истечении срока первого намаза нужно сердцем иметь намерение о переносе намаза. Других условий нет.

Совершение намазов первый первым, второй вторым, совершение подряд, намерение совершить оба намаза, с переносом для намазов, перенесенных назад, не обязательно при переносе намаза назад но это является суннатом.

На счет того, что достойнее, переносить вперед намазы или отложить до второго намаза. Если во время раннего (переднего) намаза находятся на дороге, то лучше перенести на второй намаз, т.е. назад, а если отдыхают во время первого (переносимых) намазов, то лучше перенести следующий намаз вперед.
При объединении обоих намазов желательно вначале призвать к намазу (азан), затем совершит передние ратибаты, а затем для обоих отдельно прочитать икамат. Между обоими намазами не должно быть иных разговоров, кроме икамата.

Многие говорят, что при выходе из дома не сделали намерение для пути и поэтому нельзя сокращать и переносить намазы. Я не знаю, откуда они это взяли. При выходе из дома не надо читать
особого намерения о выходе в путь. Достаточно, если у путника определено место куда он едет и расстояние путешествия будет не меньше от 92 км. Этот человек без особого для пути может переносить и сокращать намазы.

Для того, чтобы можно было переносить и сокращать нама-зы, нужно пройти границу своего села (города). После прибытия в свое село (город) по окончании пути, тоже нельзя сокращать намазы. Путь должен быть длиной больше 92 км, в одну сторону. К примеру, если уехать в город, расположенный на расстоянии 50 км, и вернуться назад, то это путешествием не считается и нельзя сокращать и переносить намазы.

Если по прибытию в пути в какой-нибудь населенный пункт путнику станет известно, что не считая день прибытия и отъезда должен остаться здесь четыре дня, то здесь тоже путешествие заканчивается и с того момента ему нельзя сокращать и переносить намазы. Затем, если он хочет дальше ехать нужно выяснить расстояние от этого города, до места, куда отправляешься (т.е. хватает 92 км.).

Если хватает, то с окраины этого города он может сокращать и переносить намазы, а если не хватает, то нельзя. Но если на этом городе или селе путник в ожидании решения вопроса (т.е. сегодня, завтра решится) час от часу он проведет время, то до истечения 18 суток ему можно переносить и сокращать намазы по мазхабу имама Шафии.

Хотя Шариат и разрешает переносить намазы, при возмож-ности если не опаздывают, не затрудняет, спутники тоже довольны, лучше каждый намаз совершать в свое время. Это для того, чтобы выйти из расхождения во мнениях имамов, ибо имам Абу Ханифа, который не разрешает переносить намазы кроме как находясь на Арафате и Муздалифе.

Но и последователям мазхаба имама Абу Ханифы в безвыходных ситуациях, если невозможно совершить каждый намаз вовремя, можно переходя в другие мазхабы и переносить намазы.

17:15 2019

По Шариату дозволено совмещать зухр и "аср, и магриб и иша. Три мазхаба не допускают совмещать джума и аср, а мазхаб имама Шафии допускает.

Шафииты дозволяли объединять джума и аср намазы (т.е. пятничный и предвечерний) только в случае проливного дождя, как передал имам ан-Навави: "Дозволено объединять пятничную и предвечернюю молитвы в случае дождя, о чём упомянули Ибн Кядж, автор книги «аль-Баян» (Яхья аль-Имрани) и другие" («аль-Маджмугь», 4/262).

Шейх Ибн Усеймин (да смилуется над ним Аллах) подробно разъяснил этот вопрос. Он сказал: «Не дозволено совмещать аср и джума в случаях, когда дозволено совмещать зухр и аср. Если путник останавливается в городе и совершает джума с местными жителями, ему не дозволено совмещать аср и джума.

Если идет сильный дождь и это обстоятельство позволяет совмещать зухр и аср, все равно не дозволено совмещать аср и джума. Когда больному дозволено совмещать молитвы и он приходит на джума, ему все равно нельзя совмещать аср и джума.

Доказательством служат слова Аллаха:

إِنَّ الصَّلاةَ كَانَتْ عَلَى الْمُؤْمِنِينَ كِتَاباً مَوْقُوتاً

«Воистину, намаз предписан верующим в определенное время» (Женщины 4:103), т.е. для каждой молитвы предназначено определенное время.

Аллах обобщенно говорит об этих временах в следующем аяте:

أ َقِمِ الصَّلاةَ لِدُلُوكِ الشَّمْسِ إِلَى غَسَقِ اللَّيْلِ وَقُرْآنَ الْفَجْرِ إِنَّ قُرْآنَ الْفَجْرِ كَانَ مَشْهُوداً

«Совершай намаз с полудня до наступления ночного мрака и читай Коран на рассвете. Воистину, на рассвете Коран читают при свидетелях» (Перенес Ночью 17:78).

Время от полудня до наступления ночи, отмеченное в данном аяте, включает в себя четыре молитвы: зухр, аср, магриб и иша. Эти молитвы перечислены вместе, потому что между ними нет промежутка; как только заканчивается время одно молитвы, наступает время другой. Утренняя молитва фаджр упоминается отдельно, потому что ее время не связано с ночной или полуденной молитвой.

Сунна Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) подробно разъясняет время пяти молитв, об этом говорится в хадисах от Абдуллы ибн Амра ибн аль-Аса, Джабира и других. Так, мы узнаем, что время полуденной молитвы зухр начинается с того момента, как солнце прошло зенит, и продолжается до времени, когда длина тени предмета станет равна его высоте; время послеполуденной молитвы аср начинается с момента, когда тень предмета равняется его длине, и продолжается до захода солнца; когда солнце желтеет, наступает время обязательного совершения молитвы; время вечерней молитвы магриб начинается с захода солнца и длится до полного исчезновения красноты, т.е. вечерней зари; время ночной молитвы иша начинается с момента исчезновения вечерней зари и длится до середины ночи; время утренней молитвы фаджр начинается с зари и длится до восхода солнца. Это время молитв, которое Аллах установил в Своей Книге и Сунне Своего Посланника (мир ему и благословение Аллаха).

Если человек совершил молитву до предписанного в Коране и Сунне времени, то он грешник и его молитва будет отвергнута, потому что Аллах говорит:

وَمَنْ يَتَعَدَّ حُدُودَ اللَّهِ فَأُولَئِكَ هُمُ الظَّالِمُونَ

«А те, которые преступают ограничения Аллаха, являются беззаконниками» (Корова 2:229).

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто внесет в наше дело (религию) то, что не имеет к нему отношения, то это будет отвергнуто». То же самое относится к человеку, который совершил молитву, когда ее время уже истекло, не имея на то уважительной шариатской причины.

Кто совершил зухр до того, как солнце прошло зенит, то его молитва недействительна и не принимается, и необходимо восполнить ее. Кто совершил аср до того, как тень предмета поравнялась с его длиной, то его молитва недействительна и не принимается, и необходимо восполнить ее, за исключением случаев, когда у человека есть узаконенная Шариатом причина, которая позволяет ему объединять зухр и аср в течение времени зухра.

Кто совершил магриб до захода солнца, то его молитва недействительна и не принимается, и необходимо восполнить ее.

Кто совершил иша до момента исчезновения вечерней зари, то его молитва недействительна и не принимается, и необходимо восполнить ее, за исключением случаев, когда у человека есть узаконенная Шариатом причина, которая позволяет ему объединять магриб и иша в течение времени магриба.

Кто совершил фаджр до зари, то его молитва недействительна и не принимается. Таковы повеления Аллаха, изложенные в Его Книге и отраженные в Сунне Его Посланника (мир ему и благословение Аллаха).

Поэтому человек, объединяющий аср и джума, совершает молитву до начала ее времени, т.е. до того момента, когда тень предмета равняется его длине. Следовательно, его молитва недействительна и отвергается.

Если кто-то спросит, можно ли провести аналогию между объединением молитв аср и джума и объединением молитв аср и зухр, то мы ответим, что такая аналогия неправильна по нескольким причинам:

Эта аналогия касается актов поклонения. Джума – это отдельная молитва, которая имеет особые положения. Существует более двадцати различий между молитвой зухр и джума, поэтому их нельзя сравнивать. Эта аналогия противоречит ясной Сунне. В «Сахихе» Муслима передается от Абдуллы ибн Аббаса (да будет Аллах доволен ими обоими), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совмещал полуденную, послеполуденную, вечернюю и ночную молитвы, находясь в Медине, когда не было ни дождя, ни причин для страха. Когда его спросили об этом, он (мир ему и благословение Аллаха) сказал, что не хотел тревожить свою общину.

Во времена Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) случались сильные дожди, и это вызывало большие затруднения, но он (мир ему и благословение Аллаха) не объединял аср и джума. Передается в «Сахихе» аль-Бухари и других сборниках от Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах), что однажды Пророк (мир ему и благословение Аллаха) молил о ниспослании дождя, стоя на минбаре, и он не спустился с него, пока дождь не промочил его бороду. Это могло случиться, только если дождь был достаточно сильным, что сделало бы возможным объединение молитв, если бы было дозволено объединять аср и джума. Анас (да будет доволен им Аллах) продолжил: «В следующую пятницу пришел человек и сказал: «О, посланник Аллаха, наше имущество погибло, а по дорогам невозможно пройти, так попроси же Аллаха, чтобы Он остановил дождь!»». Это значит, что вода разлилась по улицам, и это обстоятельство позволило бы объединить молитвы аср и джума, если бы такое объединение было разрешено.

Если кто-то попросит представить доказательства того, что нельзя объединять аср и джума, то мы ответим, что сама просьба является неуместной. В основе актов поклонения лежит запрет, т.е. их нельзя совершать, не владея доказательствами их обоснованности. Поэтому если человек не совершает определенный акт поклонения, мы не должны спрашивать его о доказательствах. Наоборот, о доказательствах надлежит спрашивать того, кто совершает определенный акт поклонения, потому что Аллах осуждает тех, кто поклоняется Ему не в той манере, которая предписана Шариатом:

أَمْ لَهُمْ شُرَكَاءُ شَرَعُوا لَهُمْ مِنَ الدِّينِ مَا لَمْ يَأْذَنْ بِهِ اللَّهُ

«Или же у них есть сотоварищи, которые узаконили для них в религии то, чего не дозволил Аллах?» (Совет 42:21)

الْيَوْمَ أَكْمَلْتُ لَكُمْ دِينَكُمْ وَأَتْمَمْتُ عَلَيْكُمْ نِعْمَتِي وَرَضِيتُ لَكُمُ الأِسْلامَ دِيناً

«Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию, довел до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии ислам» (Трапеза 5:3)

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто внесет в наше дело (религию) то, что не является ее частью, то это будет отвергнуто» .

Поэтому если кто-то попросит представить доказательства того, что нельзя объединять аср и джума, мы спросим его в ответ: «А где доказательства того, что это разрешено?». Основа в том, что необходимо совершать аср в определенное для этой молитвы время. Исключением являются случаи, когда аср можно объединить с другой молитвой при наличии узаконенной Шариатом причине. Во всех остальных ситуациях действует указанный выше принцип, т.е. недозволенность совершать молитву в неустановленное для нее время.

Если кто-то спросит о человеке, который намеревается совершить молитву зухр вместо джума, чтобы иметь возможность объединить ее с молитвой аср, то мы ответим следующее: если имам и молящиеся за ним поступят подобным образом, т.е. жители определенной местности вознамерятся совершить зухр вместо джума, то нет сомнений в том, что это запретно и такая молитва недействительна. Пятничная коллективная молитва обязательна для них и если они пренебрегают своей обязанностью, т.е. совершают зухр вместо джума, то отклоняют то, что им предписано, и совершают то, на что не было дозволения. Их молитва недействительна и не принимается, потому что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто внесет в наше дело (религию) то, что не является ее частью, то это будет отвергнуто».

Если путник намеревается совершить зухр вместо джума за теми, кто совершает джума, чтобы иметь возможность совместить зухр с молитвой аср, то это также недействительно. Если путник приходит на джума, она становится обязательной для него; если человек обязан совершить джума, но совершает зухр до того, как имам говорит таслим в конце молитвы, то его зухр недействителен. Даже если бы это было дозволено, человек упустил бы большую награду за совершение пятничной коллективной молитвы.

Я объяснил этот вопрос так подробно, потому что есть такая необходимость. Мы просим Аллаха направить нас к правильным поступкам и принести пользу людям. Воистину, Он Самый Щедрый.

«Маджму Фатава Ибн Усеймин», 15/371-375.

Объединение молитв, его виды и степени

Из книги «Салятуль-мусафир: мафхум уа ануа’, уа адаб, уа дараджат, уа ахкам фи дуиль-Китаби уас-Сунна» шейха Са’ида ибн ‘Али ибн Уахфа аль-Кахтани.

1. Объединение молитв в долине ‘Арафат:

Ал-Ляйс передал от ‘Укайля, а он от ибн Шихаба, сказавшего: «Салим сообщил мне, что аль-Хадджадж ибн Йусуф спросил ‘Абдуллу ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими: «Как ты поступаешь, находясь на стоянке в день ‘Арафата», тогда Салим ответил ему: «Если ты хочешь Сунны, то объединяй молитвы в день ‘Арафата» и ‘Абдулла ибн ‘Умар сказал: «Он сказал верно. Они объединяли молитвы аз-зухр и аль-‘аср, поступая в соответствии с Сунной». Я (ибн Шихаб) спросил Салима: «А делал ли так посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует?», на что он ответил: «А разве вы следуете чему-то другому кроме его Сунны?!» См. «Сахих аль-Бухари»/1662.

Также «Ибн ‘Умар, если случалось, что он пропускал коллективную молитву вместе с имамом (в день ‘Арафата), то совмещал их сам». См. «Сахих аль-Бухари»/Глава «Объединение молитв в долине ‘Арафат».

В хадисе Джабира, да будет доволен им Аллах, о прощальном паломничестве посланника Аллаха, мир ему и благословение, передается: «…Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, достигнув середины долины (‘Арафат), обратился к людям с проповедью, затем был провозглашен азан, а после, призыв к молитве (икама), и он встал и совершил молитву аз-зухр. Затем опять было провозглашено о начале молитвы (икама) и он встал и совершил молитву аль-‘аср. И между ними он не совершил никаких других молитв…» См. «Сахих Муслим»/1218.

А на то, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершил молитвы аз- зухр и аль-‘аср по два рака’ата, указывает хадис Анаса, да будет доволен им Аллах: «Мы выдвинулись вместе с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, из Медины в Мекку, и он совершал молитвы по два рака’ата до тех пор, пока мы не вернулись в Медину». А в версии Муслима сказано: «Мы выдвинулись из Медины для совершения хаджа…» Хадис согласован. См. «Сахих аль-Бухари»/1081, «Сахих Муслим»/693.

2. Объединение молитв в Муздалифе:

В хадисе Джабира, да будет доволен им Аллах, также передается, что когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вышел из долины ‘Арафата, то «…достиг Муздалифы, где совершил молитвы аль-магриб и аль-‘иша с одним азаном и двумя призывами о начале молитвы (икама). И между этим двумя молитвами он не прославлял (тасбих) Аллаха». См. «Сахих Муслим»/1218.

Под словами «между этим двумя молитвами он не прославлял Аллаха» имеется ввиду, что он не совершал между ними никаких дополнительных молитв (нафиль). См. «Джами’ аль -Усуль» Ибн Асира 5/721.

От Усамы ибн Зайда, да будет доволен им Аллах, передается: «…Когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, пришел в Муздалифу, он спешился и совершил омовение должным образом, затем было провозглашено о начале молитвы (икама) и он совершил молитву аль-магриб в три рака’ата, после чего люди опустили своих верблюдов на колени и было провозглашено о начале молитвы аль-‘иша, и он совершил ее. И между ними он не совершал никаких молитв». Хадис согласован. См. «Сахих аль-Бухари»/1672 и «Сахих Муслим»/1280.

От ‘Абдуллы ибн ‘Умара, да будет доволен им Аллах, передается, что «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, объединил молитвы аль-магриб и аль-‘иша, не совершив между ними ни одного земного поклона. И аль-магриб он совершил в три рака’ата, а аль-‘иша – в два». См. «Сахих Муслим»/1288/Книга хаджа/Глава о переходе из ‘Арафата в Муздалифу и желательности объединения молитв там.

3. Объединение молитв в других поездках, во время военных походов. Допустимость подобного объединения как по наступлению времени первой молитвы, так и второй, а также и между ними.

От Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, передается, что «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, объединял молитвы аз-зухр и аль-‘аср будучи в военном походе, а также аль-магриб и аль-‘иша». См. «Сахих аль-Бухари»/1107.

От Ибн ‘Умара, да будет Аллах доволен ими обоими, передается, что: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, объединял молитвы аль-магриб и аль-‘иша, если его поход был чрезвычайно важным ». Хадис согласован. См. «Сахих аль-Бухари»/1106 и «Сахих Муслим»/703.

Под словами «если его поход был чрезвычайно важным (اذا جد به السير)» имеется в виду, что он уделял ему особое внимание и торопился. См. «ан-Нихая фи гариб аль-ахадис» 1/244.

Хафиз ибн Хаджар же сказал: «Под словами اذا جد به السير имеется в виду, когда поход становился тяжелым и трудным». См. «Фатх аль-Бари» 2/580.

От Анаса, да будет доволен им Аллах, передается, что: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, объединял молитвы аль-магриб и аль-‘иша будучи в путешествии (сафар)». См. «Сахих аль-Бухари»/1108.

Хафиз Ибн Хаджар, да помилует его Аллах, сказал: «В этой главе (Главе об объединении молитв во время поездок) аль-Бухари привел три хадиса. Хадис ибн ‘Умара, связанный со сложностью военного похода, хадис Ибн ‘Аббаса, связанный с нахождением пророка в военном походе и хадис Анаса, сказанный в обобщенном виде. И автор, в названии этой главы, использовал это обобщенное высказывание как указание, что нужно действовать по общему тексту, так как любая частная ситуация является лишь его частью. То есть, как будто он считает, что допустимо объединять молитвы во время любых поездок, независимо от того, является ли эта поездка военным походом или нет, становится ли этот поход трудным или нет». См. «Фатх аль-Бари» 2/580. И этого придерживались многие сподвижники, да будет доволен ими Аллах.

Так Анас ибн Малик, да будет доволен им Аллах, рассказывал: «Если Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, находился в пути до того, как солнце миновало зенит, то он откладывал молитву аз-зухр до наступления времени аль-‘асра, а затем делал привал и совершал обе молитвы вместе. Если же солнце уже миновало зенит, то он вначале совершал полуденный намаз, а затем продолжал путь». См. «Сахих аль-Бухари»/1111, 1112.

В версии аль-Хакима, переданной в сборнике «аль-Арба‘ун», говорится: «…то он совершал полуденный и послеполуденный намазы, а затем продолжал путь».

Хафиз Ибн Хаджар, привел этот хадис в «Булюг аль-Марам»/426. И сказал: «Цепочка передатчиков (иснад) этого хадиса достоверная». См. также «Фатх аль-Бари» 2/583 и «Зад аль-Ма’ад» Ибн аль-Кайима 1/477-480.

В сборнике «Мустахрадж Муслим» Абу Ну‘ейм передал другую версию, в которой говорится: «Когда он находился в поездке, то после прохождения солнцем зенита он совершал вместе молитвы аз-зухр и аль-‘аср, а затем уже продолжал свой путь».

Ас-Сан’ани в «Субуль ас-салям» 3/144 в отношении этой версии сказал: «О ней нет никаких критических высказываний». Шейх аль-Альбани после того как привел пути передачи данного хадиса, сказал: «…из вышесказанного становится ясно, что в хадисе Анаса, через три пути передачи, достоверно установлено предварительное объединение молитв (такдим)». См. «Ируа аль-Галиль» 3/32-34.

Также я слышал как наш шейх имам ‘Абдуль-Азиз ибн ‘Абдуллах ибн Баз, да помилует его Аллах, говорил: «Все это указывает на то, что при объединении учитывается и поездка, с точки зрения того, когда объединять, до наступления времени следующей молитвы или же по прошествии времени предыдущей. То есть, если человек уже находится в пути до наступления времени молитвы, то он объединяет две молитвы, откладывая первую (джам’у та`хир), если он отправляется в путь, после наступления времени молитвы, то объединяет обе молитвы во время первой (джам’у такдим). Поступать таким образом - предпочтительней! Однако допускается объединять в любое время, поскольку (в путешествии) времена обоих молитв становятся одним единым временем, и поэтому нет никаких проблем в том, чтобы совершить молитвы в начале этого времени или в конце. Итак, в пути или во время болезни время молитв аз-зухр и аль-‘аср становятся одним временем, также как и время молитв аль-магриб и аль-‘иша. Но все же предпочтительней поступать так как мы описали выше».

Также доказательством о дозволенности объединения во время первой молитвы (джам’у такдим) является хадис Му’аза, да будет доволен им Аллах, рассказывавшего: «Мы вышли вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в поход на Табук, и в этом походе он совершал молитвы аз-зухр и аль-‘аср вместе, также вместе он совершал и молитвы аль-магриб и аль-‘иша». См. «Сахих Муслим»/106.

Эту краткую версию, более подробно разъясняет версия, приводимая ат-Тирмизи и Абу Даудом от Му’аза, да будет доволен им Аллах, который сказал: «В походе на Табук посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, находясь в пути до того, как солнце миновало зенит, откладывал молитву аз-зухр для объединения ее с молитвой аль-‘аср, и затем совершал их вместе. Если же солнце проходило зенит до того, как он отправлялся в путь, то он заранее приближал молитву аль-‘аср к аз-зухру и совершал их вместе, и затем продолжал свой поход. И также если во время заката он находился в пути, то он откладывал молитву аль-магриб до наступления аль-‘иша, если же закат застигал его до отправления, он заранее приближал молитву аль-‘иша к аль-магрибу и совершал ее с аль-магрибом». См. «Сунан ат-Тирмизи»/533 и «Сунан Аби Дауд»/1120, 1208. Достоверность хадиса подтвердил шейх аль-Альбани в «Ируа аль-Галиль» 3/38 - № 578, «Сахих Сунан ат-Тирмизи» 1/307 и «Сахих Сунан Аби Дауд» 1/330.

Относительно объединения молитв в пути ученые, да помилует их Аллах, разделились на различные мнения:

1 – Полная допустимость объединения молитв, как во время первой молитвы, так и второй (т.е. как во время аз-зухра, так и во время аль-‘асра; и как во время аль-магриба так и во время аль-‘иша). Это мнение большинства ученых, многих сподвижников пророка, да благословит его Аллах и приветствует, многих таби’инов (последователей сподвижников). Из числа факихов это мнение принадлежит ас-Саури, аш-Шафи’и, Ахмаду ибн Ханбалю и Малику.

2 – Мазхаб Абу Ханифы, согласно которому объединение молитв допустимо лишь в день ‘Арафата и лишь на ‘Арафате, а также ночью в Муздалифе.

3 – Допустимость объединения только лишь способом откладывания первой молитвы на время второй (джам’у та`хир). Это мнение также передавалось от Малика и от Ахмада. Этому мнению отдал предпочтение Ибн Хазм.

Верным же является то, на что указывают достоверные и прямые доводы, а это первое мнение. См. «аль-Мугни» 3/127 Ибн Кудамы; «Шарх аль-кабир матбу’ ма’а ль-Мукни’ уаль-Инсаф» 5/85; «Фатауа шейх аль-Ислям ибн Таймия» 24/22; «Фатх аль-Бари» Ибн Хаджара 2/580; «Шарх ан-Науауи ‘аля Сахих Муслим» 5/220; «аль-И’лям бифауаид аль-‘Умдати ль-ахкам» 4/71 Ибн аль-Муляккына.

Однако шейх аль-Ислям Ибн Таймия, да помилует его Аллаха уточнил, что совершение молитв в свое время, но в сокращенном виде, предпочтительнее, если в объединении нет никакой нужды, поскольку в большинстве случаев, за исключением некоторых, во время путешествия посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершал все молитвы в свое время. Что же касается объединения молитв на ‘Арафате и в Муздалифе, то это является единогласным мнением и передается таким количеством передатчиков, которое исключает подлог и фальсификацию данного факта (мутауатир), и это Сунна. Однако объединение молитв не подобно их сокращению, ибо сокращение является закрепленной Сунной, тогда как объединение всего лишь послабление (рухса), связанное с наличием необходимости. См. «Фатауа ибн Таймия» 24/19, 23,27.

Также он сказал: «Те из простолюда, кто уравнивает понятия объединения (джам’) и сокращения (каср), являются невеждами относительно Сунны посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и слов ученых мусульман». См. «Маджму’ аль-Фатауа» 24/27., а также «Хашияту ар-Роуд аль-мурбби’» Ибн Касима 2/396.

Аль-Мардауи сказал: «В соответствии с правильным мнением ханбалитского мазхаба, оставление объединения молитв является предпочтительным». См. «аль-Инсаф аль-матбу’ ма’а Шарх аль-Кабир» 5/85.

Шейх Мухаммад Салих аль-‘Усаймин сказал: «Правильным является то, что объединение молитв, с наличием причин для этого, является Сунной. Во-первых, потому, что это является послаблением Аллаха, велик Он и славен, а Он любит, когда пользуются Его послаблениями. Во-вторых, потому что это является следованием посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, так как он объединял молитвы при наличии причин, разрешающих это». См. «Шарх аль-Мумти’» 4/548.

Три степени объединения молитв:

Первая степень:

Если мусафир находится в пути во время наступления первой молитвы, то он останавливается для ее совершения только во время наступления следующей, и объединяет их, откладывая первую на время второй (джам’у та`хир). И этот способ объединения достоверно установлен в обоих «Сахихах» в хадисах Анаса и Ибн ‘Умара. И это является способом объединения молитв в Муздалифе.

Вторая степень:

Если мусафир сделал остановку, когда наступило время первой молитвы, а продолжать путь он будет во время наступления второй, то он объединяет молитвы в первое время, заранее совершая вторую (джам’у такдим). И это способ объединения молитв в ‘Арафате. Это тоже является достоверно установленным в хадисах Анаса, да будет доволен им Аллах в версии Хакима и Абу Ну’ейма в «Мустахрадж Муслим», также это достоверно установлено в хадисе Му’аза, да будет доволен им Аллах, в «Сунан ат-Тирмизи» и «Сунан Аби Дауд», как мы уже говорили выше.

Третья степень:

Если мусафир не находится в пути на протяжении продолжительного времени и в таком состоянии застает время обеих молитв, то в большинстве подобных случаев в Сунне пророка, да благословит его Аллах и приветствует, мы видим, что молитвы не объединяются, однако читаются сокращенно, каждая в свое время. Как, например, он, да благословит его Аллах и приветствует, поступал в большинстве своих поездок в Мину.

Однако иногда, не находясь в пути в течение продолжительного времени, он совмещал молитвы, как об этом рассказывается в хадисе Му’аза, да будет доволен им Аллах, о том, что они вышли вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в поход на Табук «…и он, да благословит его Аллах и приветствует, совершал молитвы аз-зухр и аль-‘аср вместе, также вместе он совершал и молитвы аль-магриб и аль-‘иша. В один день он отложил молитвы, затем вышел к нам и совершил молитвы аз-зухр и аль-‘аср вместе, после этого вошел к себе. Потом вышел и совершил молитвы аль-магриб и аль-‘иша вместе». См. «Сунан ан-Насаи», № 587; «Сунан Аби Дауд», № 1206; «Муватта аль-имами Малик» 1/143-144. Достоверность этого хадиса подтвердил шейх аль-Альбани в «Сахих Сунан Аби Дауд» 1/330 и в «Сахих Сунан ан-Насаи» 1/196.

Шейх аль-Ислям Ибн Таймия, да помилует его Аллах сказал: «Из очевидного смысла хадиса мы видим, что, будучи в путешествии, он не был в пути и находился в шатре.

Он отложил молитву аз-зухр, потом вышел и совершил ее вместе аль-‘асром, после чего вернулся к себе в шатер. Потом опять вышел и совершил молитвы аль-магриб и аль-‘иша вместе. Входить в шатер и выходить из него он мог, только находясь в стоянке. Человеку же находящемуся в пути не применимы слова «вошел» или «вышел», в отношении его говорят лишь «спешился» или «продолжил путь»… И это является указанием на то, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, иногда в поездке объединял молитвы, а иногда - нет (и это было в большинстве его путешествий)… Также это разъясняет, что объединение молитв не является Сунной путешествия подобно сокращению, но допустимо при наличии необходимости, независимо от того возникнет ли она в путешествии или же нет. Ведь бывало, что он объединял молитвы и не находясь в путешествии, чтобы не усложнять своей Умме. Таким образом, если мусафир нуждается в объединении молитв, то он может это сделать, и не важно будет ли он находится в пути во время наступления второй молитвы или же во время первой и ему будет проблематично сделать остановку, или же сделав привал у него возникнет иная нужда, например, он захочет поспать и отдохнуть во время аз-зухра и аль-’иша. Так, например, во время аз-зухра он сделал привал, уставшим, не выспавшимся, голодным, нуждающимся в еде, сне и отдыхе, и он откладывает молитву аз-зухр до наступления времени аль-‘асра. Также он нуждается в совершении молитвы аль-‘иша заранее вместе с аль-магрибом, чтобы поспать после этого с намерением встать в середине ночи и продолжить путешествие. В такой и подобной ситуации он может объединить молитвы. Что же касается того, кто находится в селении или городе в течение дней, и подобен их жителям, то хоть он и сокращает молитвы, будучи мусафиром, не объединяет их!» См. «Маджму’ аль-Фатауа шейх аль-Ислям Ибн Таймия» 24/64-65.

Ученик же Ибн Таймийи Ибн аль-Кайим не считал что во время стоянки можно объединять молитвы. (См. «Зад аль-Ма’ад» 1/481), что касается нашего шейха ‘Абдуль-‘Азиза ибн База, то он считал, что нет ничего страшного в том, что мусафир, не находясь в пути, будет объединять молитвы, однако лучше этого не делать. См. «Маджму’аль-Фатауа ибн Баз» 12/297.

Доводом тому, что мусафир при наличии необходимости, может объединять молитвы не находясь непосредственно в пути является хадис Абу Джухайфы, да будет доволен им Аллах, о том что он пришел к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, который остановился в местечке аль-Абтах близ Мекки во время своего прощального паломничества. И Абу Джухайфа, сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вышел к нам в полдень, совершил омовение, а Биляль произнес азан. Затем для него была заколота овца. После чего он совершил молитвы аз-зухр аль-‘аср, каждая из которых состояла из двух ракатов». Хадис согласован. См. «Сахих аль-Бухари»/187; «Сахих Муслим»/503.

Ан-Науауи, да помилует его Аллах, сказал: «Этот хадис является указанием на допустимость сокращения молитв и их объединения. Также он содержит в себе указание на то, что тому, кто сделал остановку во время первой молитвы и хочет объединить молитвы, лучше заранее прочитать вторую молитву вместе с первой. Тому же, кто находится в пути лучше отложить первую молитву на время второй». См. «Шарх ан-Науауи ‘аля Сахих Муслим» 4/468.

Шейх Мухаммад Салих аль-Усаймин, да помилует его Аллах, упомянул что между учеными были разногласия относительно объединения молитв мусафиром во время его пути а также во время остановок:

1 - Одни утверждали, что мусафиру дозволено объединять молитвы, только находясь в пути, но не допускается во время остановок. И шейх привел их доводы.

2 – Другие считали, что мусафир имеет право объединять молитвы, независимо от того, находится ли он в пути или сделал остановку. И эта группа ученых привела следующие доводы:

а) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, объединял молитвы в походе на Табук, и при этом он не находился в пути а сделал привал.

б) очевидный смысл хадиса Абу Джухайфы, приводимого в обоих «Сахихах», о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, будучи в аль-Абтахе во время своего прощального паломничества, совершил аз-зухр вместе с аль-‘асром, по два рака’ата.

в) общий смысл хадиса ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует: «Находясь в Медине, объединил молитвы аз-зухр и аль-’аср, а также аль-магриб и аль-‘иша, и при этом он не был в поездке и ему ничто не угрожало». См. «Сахих Муслим»/Книга о молитве мусафира и ее сокращении/Глава об объединении молитв в своей местности.

г) если допустимо объединять молитвы во время дождя, то объединять их во время путешествия можно тем более.

д) мусафиру затруднительно совершать молитвы, каждую в свое время, или из-за усталости, или из-за того, что у него мало воды для омовения, или по какой-либо другой причине.

И после этого шейх, да помилует его Аллах, сказал: «Правильным же является то, что мусафир имеет право объединять молитвы. Что касается объединения во время пути, то это желательно (мустахабб), что касается объединения во время остановки, то это не является желательным, однако допустимо (джаиз), т.е. если объединит, то ничего страшного, если не будет – то это лучше». См. «Шарх аль-Мумти’» 4/550-553.

Может ли путник быть имамом на намазе в мечети другого города? Если да, должен ли он читать намаз полностью?

Это дозволено, если он больше их достоин быть имамом. Например, правитель мусульман, или верховный муфтий, или он больше знает Куран, или он ученый, больше знает Сунну чем они и т.д.

Спросили шейха ибн База, рахимаху Ллах: "Мусафир застал молитву обязательную с жителями местности, однако он более достоин быть имамом для них, молиться ли ему с ними молитву местного (мукыйма) или мусафира?

Ответил шейх: "Сунной является совершать ему молитву мусафира с ним (сокращать). Когда же он отдаст салям, они встанут и завершат молитву свою (дополнят). Посланник Аллаха, да благословит Аллах и приветствует, когда совершал молитву с жителями Мекки, в год "Открытия Мекки", совершал молитву мусафира и приказал им дополнить их молитву. Если имам сделает с ним полную молитву, то зачтется она ему, но оставить это лучше (т.е. совершить молитву мусафира)..." (см. "маджму фатауа уа мукалят ибн Баз", 51/8)

Так же ученые говорят, что нужно сообщить им что ты мусафир, чтобы они знали что им потом дополнять.

Шейх Усеймин, рахимаху Ллах, говорит что совершать полную молитву мусафиру имамом - это противоречие Сунне. (см. "ликаа бабиль-мафтух", 7/11)

Довод этому, как привел шейх ибн Баз, рахимаху Ллах, хадисы пророка, да благословит Аллах и приветствует, когда он молился в Мекке.

"Какое шариатское постановление в вопросе непрерывности во времени между двумя молитвами в случае их объединения? Т.е. является ли дозволенным (в случае объединения между двумя молитвами) совершить первую молитву в одном месте и в определенное время, а вторую молитву отложить не совершая ее сразу после первой, однако совершить её в другом месте но в тоже самое время (установленное для первой молитвы)?"

Ответ: Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение тому, кого Он послал милостью для всех миров, так же его семье, его сподвижникам и его братьям до судного дня.

А затем: Не является условием то, чтобы была непрерывность во времени между двумя молитвами в случае их объединения, будь это (объединение) во время первой молитвы или же второй. И это мнение более очевидное из слов учёных. То есть, разрешается объединять молитвы, даже если промежуток между ними будет большим, пока не выйдет время первой молитвы. И это мазхаб некоторых Шафиитов, как Абу Са`ид аль-Истахри, также это мнение некоторых Ханбалитов и это то, что выбрал шейхуль-Ислям ибн Теймия. См.(Маджму` аль-Фатауа 56-24/54).

Имам Ахмад в случае объединении двух молитв по причине дождей указал на то, что если человек совершит одну молитву у себя дома, а вторую в мечети, то в этом нет проблем. См. книгу аль-Мардауи (аль-Инсаф 2/331).

И это мнение противоречит мазхабу большинству учёных, которые говорят, что должна быть непрерывность во времени между двумя молитвами, которые совмещаются, и, человек должен совершить их одну за другой, без разделения между ними во времени. См. (аль-Маджму` Имама ан-Науауи 4/375) и (Хашиятуль-`Адауи ма`а шарх аль-Хураши 2/70).

Более правильным является то, что это такое время, в котором разрешается совершение двух молитв при наличии нужды. В шариате нет конкретного указания на то, что нужно давать предпочтение началу времени или середине, однако это рассматривается в соответствии с нуждой и пользой. Если сделать непрерывность во времени условием, то этим самым не будет воплощён смысл нужды и пользы, и соблюдение этой непрерывности во времени (аль-Муаля) лишает смысл (шариатского) облегчения.

И то, что является поддержкой тому, что непрерывность во времени между молитвами (аль-Муаля) не является условием, это хадис "Aбду-р-Рахмана ибн Йазида, который сказал: "В то время как `Абду-Ллах ибн Мас`уд (да будет доволен им Аллах) совершал паломничество, мы пришли к нему в муздалифу во время азана на вечернюю молитву, или ближе к этому времени. Он приказал одному из людей огласить призыв на молитву (азан). После чего было объявлено о начале молитвы и прочитав вечернюю молитву "магъриб", совершил ещё два раката (добровольной молитвы), после чего попросил принести ужин и после того, как поел, дал приказ одному из людей и тот огласил призыв на молитву и объявил о начале ночной молитвы "аль-‘Иша. (Сахих аль-Бухари, книга "Хаджа" 3/524)"

А полное знание у Аллаха и последний наш зов – хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение пророку, его семье, его сподвижникам и его братьям до судного дня.

Аллаху же ведомо лучше!

Намаз путника

Для того чтобы человеку разрешалось сокращать и объединять намазы, первым делом необходим сафар, за исключением некоторых случаев для объединения намаза (например, объединение из-за дождя.

Также вдобавок к этому для сокращения намаза необходимы и следующие условия:

1. Намерение на сокращение при вступлении в данный намаз и наличие такого намерения на протяжении всего намаза (то есть в намазе намерение не должно меняться). Следовательно, если человек передумает сокращать намаз или будет колебаться в этом, то ему следует совершить этот намаз полностью в четыре ракаата;

2. Нельзя следовать хоть на миг за имамом, который совершает обычный несокращенный намаз. Если тот, кто совершает намаз сокращенно, последует в своем намазе за тем, кто совершает обычный, он тоже обязан совершать намаз, не сокращая его;

3. Путь должен продолжаться до тех пор, пока он не завершит свой намаз. Если корабль того, кто сокращает намаз, причалит к конечной остановке, то намаз ему следует совершить полноценно.

В итоге, если человек выходит в соответствующий путь - сафар, он может сократить четырехракаатный намаз до двух ракаатов. Для этого он делает соответствующее намерение: «Я намереваюсь совершить фарз обеденный намаз сократив его, Аллаху акбар». Вступив с таким намерением в намаз, он совершает два ракаата. И он должен закончить этот намаз до того, как он доедет до окончательного пункта назначения или сделает намерение, остановиться в этом месте на четыре дня.

Путник, как и сокращать, имеет право совмещать парные намазы. Обеденный (зухр) намаз разрешается совместить с послеобеденным (аср) намазом. Также вечерний (магриб) намаз можно совместить с ночным (иша) намазом. Совмещение бывает двух видов – совмещение с переносом следующего намаза на своевременный (например, аср к зухру) и совмещение, при котором предыдущий намаз откладывался на время следующего (например, зухр к асру).

Так же, как и для сокращения, первое условие для обеих категорий – это сафар со . Далее для каждого вида совмещения намаза имеются и свои условия;

Для совмещения намаза с перенесением следующего намаза к своевременному необходимо соблюдение следующих условий:

1. Намерение – переносить данный намаз при вступлении в первый намаз;

2. Совершение сначала своевременного намаза. Следовательно, если аср-намаз переносится к зухр-намазу, то сначала следует совершить зухр-намаз.

3. Оба намаза необходимо совершить подряд, без перерыва, однако короткая пауза между ними не вредит.

Одним словом, человек переносит послеобеденный намаз на время обеденного намаза. Когда наступает время обеденного намаза, он совершает намерение: «Я намереваюсь совершить фарз обеденного намаза, перенося к нему послеобеденный намаз, Аллаху акбар», после того как завершит этот намаз, он встает и совершает намерение послеобеденного намаза: «Я намереваюсь совершить фарз послеобеденного намаза, перенося его к обеденному намазу, Аллаху акбар». Так путник совершает и обеденный, и послеобеденный намаз во время обеденного намаза. Так же можно совершить вечерний и ночной намаз, перенося ночной на время вечернего намаза.

Если совершив таким образом намаз, человек завершит свой сафар, он не обязан переделать этот намаз, даже если он доедет до наступления времени второго намаза.

А для совмещения намаза с перенесением предыдущего на время последующего необходимы следующие условия:

1. Необходимо вознамериться перенести первый намаз на время следующего. Намерение должно быть во времени первого намаза. Например, когда наступает время вечернего намаза, путник намеревается перенести вечерний намаз на время ночного намаза. Такое намерение он должен сделать до тех пор, пока не наступит время ночного намаза.

2. Путь должен продолжаться до тех пор, пока не завершится второй намаз.

В итоге, когда наступает время вечернего намаза человек, намеревается перенести вечерний намаз на время ночного намаза. При наступлении времени ночного намаза, человек начинает вечерний намаз с намерением: «Я намереваюсь совершить фарз вечернего намаза, перенося его к ночному намазу, Аллаху акбар». После окончания вечернего он совершает ночной намаз с намерением: «Я намереваюсь совершить фарз ночного намаза [перенося к нему вечерний намаз], Аллагьу Акбар». Так он совершает и ночной, и вечерний намаз внутри времени ночного намаза. Впрочем, следует знать, что, перенося предыдущий намаз на следующий, можно сначала совершать любой из намазов, но желательно соблюдать порядок и совершить сначала вечерний или обеденный. Мы привели пример того, как сначала совершается вечерний намаз, а потом – ночной. А можно совершать сначала ночной, а потом вечерний.

Выше мы привели условия сокращения и совмещения намазов по отдельности. Важно знать, что разрешается отдельно сокращать намаз, и не обязательно при этом совмещать его, а также можно совмещать намазы, не сокращая их или один из них. Также разрешается совмещать и сокращать намазы одновременно. То есть совершать обеденный и послеобеденный намаз по два ракаата, совмещая их. Еще разрешается совершать вечерний намаз в три ракаата, совмещая с ним ночной намаз в два ракаата.

Находящийся пути (в сафаре) с перечисленными выше условиями человек также имеет право не соблюдать и обязательный пост. Но несмотря на то, что он имеет такое право, все же ему настоятельно рекомендуется соблюдать пост и в пути, чтобы пост был соблюден своевременно. Особенно это касается обязательного поста в месяце Рамазан.