Как быть успешном в школе. Как достичь успеха в учёбе? Правильно организованный режим, полноценный сон

Конечно же все родители хотят видеть своего ребенка счастливым и успешным в школе. Они пытаются всеми силами помочь ребенку, подтолкнуть его к правильным действиям, направить на хороший путь. Но часто не знают как это правильно сделать и совершают массу ошибок. И если не получается – сразу виним себя в этом. Значит мы плохие родители. А всем же хочется, что бы их дети хорошо учились и этим обеспечили себе хорошее будущее. Сегодня мы расскажем Вам пару хороших советов, как помочь своему чаду в обучении.

Не злитесь и меньше упрекайте

Все сталкиваются с проблемой, когда ребенок не очень аккуратно выполнил домашнее задание или оно было сделано наспех. Тогда родители сразу же начинают ворчать и упрекать ребенка. Или еще хуже – кричать. Но этого делать совершенно не стоит. Лучше разобраться в ситуации и попытаться объяснить ребенку, что это не сделает его оценки лучше, а даже наоборот. Вместе поищите решения или переделайте. Главное, чтобы ребенок понимал, что он должен стараться.

Излишний контроль

Вы буквально стоите над душой и контролируете каждый шаг ребенка. Постоянно проверяете тетрадки и домашнее задание. Указываете на ошибки и говорите ему что делать. Это очень плохо сказывается на обучении. Ведь ребенок должен учится организованности и самостоятельности, а Вы буквально отбираете у него такую возможность. Конечно, контроль нужен. Но сделайте его минимальным.

Мотивация и перспективы

Дети должны учиться по своей воле, а не потому что их заставляют. Расскажите им, какая польза от учебы. О том, какое ждет их светлое будущее, как Вы будете гордиться ими и что гордитесь уже сейчас за маленькие шаги в обучении. Тогда ребенок будет учиться с удовольствием и будет хорошо мотивирован.

Консультация у педагогов

Чаще ходите в школу и беседуйте с учителем. Поговорите о слабых сторонах Вашего ребенка и спросите совета, как их улучшить. Совет профессионала точно поможет Вам. Кто же, как не учитель, знает о всех сторонах Вашего чада?

Оценки – не главное

Ведь это всего лишь цифра. Объясните ребенку, что главное – получить знания, а не хорошую отметку. Это сделает его обучение легче и интереснее. Он меньше будет расстраиваться из-за низкой оценки и продуктивнее работать. Так же это послужит мотивацией для новых занятий, таких как танцы, спорт, музыка. Ведь там отметок нет. А развитие колоссальное. Покажите малышу, что Вы сосредоточены на его талантах и умениях больше, чем на оценках.

С этой статьёй я выступала на районном практическом семинаре об успешности детей в начальной школе.(19.12.2014 г)

В своём выступлении я акцентировала внимание на том, как необходимо признание детей и взрослых.Ведь именно в этом возрасте закладывается оптимистичный взгляд на жизнь. Школа просто обязана обеспечивать нравственное, эмоциональное, и физическое развитие личности с учётом возрастных особенностей каждого школьника.Мы, учителя,обязаны помогать детям достигать творческого удовлетворения.Только таким образом ребёнок добьется успеха в школе, а потом и в жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на районном практическом семинаре Ильиной

Лидии Николаевны

МКОУ Кирсановская СОШ

(19.12.2014г)

Как добиться успеха на уроках в начальной школе?

Младшему школьнику, вступающему в новый этап своей жизни, обязательно нужна ситуация успеха. Он находится в начале пути, имя которому – большой жизненный опыт. А чтобы достойно пройти этот путь, нужна уверенность в себе, своих силах, в своём таланте и неповторимости. Необходимо признание детей и взрослых. Ведь именно в этом возрасте закладывается оптимистичный взгляд на жизнь.

В школьном возрасте дети проводят большую часть своего времени с нами, учителями. Значит, от нас во многом зависит, вырастут ли они пессимистами и нытиками или уверенными в себе и своём завтра людьми, способными дерзать, созидать, делать успешной свою жизнь и жизнь общества.

Наряду с совершенствованием учебного процесса школа должна обеспечивать нравственное, эмоциональное, физическое развитие личности с учётом творческих и возрастных особенностей каждого ребёнка. Вся школьная деятельность должна способствовать этому. Но, заметим, что фактором развития для каждого ребёнка не может стать деятельность, совершающаяся по принуждению или необходимости, так как результат может быть отрицательным.

Настоящим двигателем развития является деятельность, которая приносит успех и удовлетворение. Значит, мы, педагоги, организуя любую деятельность школьников, должны предусмотреть в ней ситуацию успеха.

Мало того, чтобы деятельность ребёнка была отмечена зрителями происходящего, надо помочь ему преодолеть свой страх и застенчивость, свою робость и неуверенность, помочь поверить в свои силы и добиться хорошего результата своей деятельности..

Вот это и будет настоящим успехом, потому что ребёнок шагнёт вперёд в своём личностном развитии.

И далеко не всегда можно успешно решить создание ситуации успеха для детей, организуя межличностное взаимодействие в учебно-педагогическом процессе. Ведь не секрет, что не все педагоги умеют создать условия для реализации тех умений, навыков и знаний, которыми обладает ученик в настоящее время. Это часто происходит из-за неспособности учителя исключить неприязнь к личности учащегося..Иногда уверенность и сила педагога подавляют ребёнка, часто учитель не умеет видеть себя глазами своих воспитанников, подавляет свободу и независимость ребёнка, не позволяя ему иметь своё мнение.

К тому же на уроке учитель ограничен определенными рамками: учением программного материала, стандартами общения на уроке, поэтому общение между учителем и учащимися на уроке в силу обстоятельств формальное. Не каждый урок и далеко не каждому ученику позволяет осознавать неповторимость своего «Я» и находить основания для положительного самовосприятия, самовыражения и самоуверждения.

Естественно, всё это будет иметь негативные последствия для развития любой личности, а тем более для тех детей, которые к моменту поступления в школу имеют различные отклонения.

Многие дети к моменту поступления в школу имеют различные отклонения от нормы в психическом и физическом развитии.

Значительная часть таких детей, поступив в школу, начинает испытывать серьёзные трудности в адаптации к тем усложняющимся по мере перехода из класса в класс требованиям, которые предъявляет им общество.

Детям, которые пришли в школу с определенными проблемами, не удаётся адаптироваться к процессу обучения. У них появляется неадекватное поведение, формируются отрицательные черты характера, нарушается система взаимоотношений с окружающими людьми.

Именно внеурочная деятельность, которая предполагает неформальное общение педагогов и воспитанников, а также создание ситуации успеха, дают возможность заметить достоинства каждого ребёнка, его исключительность, и дать возможность реализовать свои лучшие качества, таланты и склонности.

Давайте поможем нашим детям воплотить свои созидательные усилия в результат творческого удовлетворения, признания, а, значит, и счастья.

Американский психолог У. Глассер писал: «… человек никогда не преуспеет в жизни в широком смысле этого слова, если однажды не познает успеха в чём-то для него важном…Если ребёнку удаётся добиться успеха в школе, у него есть все шансы на успех в жизни»

И в заключение приведу слова Паскаля: «Чем бы человек ни обладал на земле: прекрасным здоровьем, любыми благами жизни, он всё-таки недоволен, если не пользуется почётом у людей.»


Как достичь успеха в учёбе?

Как достичь успеха в учебе? Этот вопрос интересует сегодня современную молодёжь. Статья покажет три инструмента, как достичь успеха в учёбе , а также научит, как справляться с уроками и домашним заданием. https://www.litres.ru/7230542/?lfrom=195260859

Правильное отношение к учёбе

Представь, что ты очутился в непроходимых джунглях. Сквозь густую листву не пробивается ни единого луча света. Плотные заросли стеснили тебя со всех сторон, трудно даже двинуться с места. Чтобы выбраться, ты вынужден прорубать себе путь с помощью острого мачете.

Не напоминает ли тебе это учебу в школе? Днем ты на занятиях, вечером за уроками - никакой свободы, точно в западне! Знакомое ощущение? Что тебе дается труднее всего? Какой предмет? Напиши. ․․․․․

Родители и учителя, наверное, уговаривают тебя взяться за этот предмет как следует. Это не для того, чтобы просто усложнить тебе жизнь. Они хотят полностью раскрыть твой потенциал. Как быть, если кажется, что планка чересчур завышена, и у тебя опускаются руки? Прорубить себе путь! В этом тебе помогут некоторые инструменты. Какие?

● 1-й инструмент: правильное отношение к учёбе.

Вряд ли у тебя будет желание учиться, если ты не видишь в этом смысла. Поэтому загляни немного вперед. Апостол Павел писал: «Пашущий должен пахать с надеждой и молотящий должен молотить с надеждой получить свою долю» (1 Коринфянам9:10).

Но чего ради «пахать», если не видишь в предмете никакой пользы? Может показаться, что из школьной программы тебе пригодится далеко не все,- во всяком случае сейчас. Однако, получив общие знания по различным предметам, ты будешь лучше разбираться в окружающем тебя мире.

Благодаря этому ты сможешь стать интересным собеседником, «стать всем для людей всякого рода» (1 Коринфянам 9:22). Так или иначе, ты заостришь свой ум, и впоследствии это тебе очень и очень пригодится.

ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ…? Шпаргалки и прочие хитрости подрывают доверие к человеку и тормозят его развитие. И что хуже, это навлекает на него недовольство Бога (Притчи 11:1).

● 2-й инструмент: вера в свои силы.

Школа может обнаружить твои скрытые таланты. Павел советовал Тимофею: «Напоминаю тебе как огонь разжигать дар Бога, который есть в тебе» (2 Тимофею 1:6). Очевидно, Тимофей исполнял особое служение в христианском собрании.

При этом он должен был неустанно развивать полученные от Бога способности, «дар», и не позволять им пропадать зря. Конечно, твои способности к учёбе не дарованы тебе Богом непосредственно.

Однако у тебя есть свои, индивидуальные таланты. В школе ты научишься их развивать и даже сможешь раскрыть те способности, о которых и не подозревал.

Не обрекай сам себя на неудачу, думая, что учиться лучше тебе не по силам. Когда лезут мысли, будто ты ни к чему не способен, старайся думать о том, что у тебя получается хорошо.

Когда люди, возможно, необоснованно, высмеивали ораторские способности Павла, он сказал: «Даже если я не искусен в слове, то никак не в знаниях» (2 Коринфянам 10:10; 11:6). Павел осознавал, что у него есть слабости. Но он знал, что у него есть и сильные стороны.

А ты? Каковы твои сильные стороны? Если ты сам их не видишь, поговори с любящим тебя взрослым. Такой друг поможет тебе увидеть, в чём ты силен и как развить твои достоинства.

● 3-й инструмент: хорошая организованность.

К успеху в учебе нет легких путей. Рано или поздно взяться за учебу придется. Возможно, от одной лишь мысли об этом тебе становится тоскливо. И все же учиться стоит. Немного усилий - и тебе это, возможно, понравится.

Чтобы хорошо организовать себя, нужно правильно распределить время. Не забывай: пока ты школьник, учеба для тебя - главное. Конечно, в Библии говорится, что есть «время смеяться» и «время плясать» (Экклезиаст 3:1, 4; 11:9).

Как и все дети, ты хочешь, чтобы у тебя оставалось время на отдых и веселье. Однако в Экклезиасте 11:4 есть предостережение: «Кто следит за ветром, тот никогда не посеет, и кто смотрит на тучи, тот никогда не пожнет».

Итак, не откладывай важные дела на потом. Не волнуйся, ты найдёшь время и на учёбу, и на развлечения!

СОВЕТ Приступая к изучению, просмотри материал в целом. Подзаголовки помогут тебе сформулировать вопросы к материалу. По ходу чтения отыскивай на них ответы. В конце попробуй вспомнить, что прочитал.

Как делать уроки?

Что, однако, делать, если ты буквально завален уроками? Возможно, у тебя такие же чувства, как у 17-летней Анастасии: «Каждый вечер на домашние задания у меня уходит 2-3 часа. Это даже не считая выходных». Как справиться с такой нагрузкой?

Воспользуйся советами!

1.Создай себе место для занятий. Убери все, что отвлекает. Если возможно, сиди за письменным столом. Не включай телевизор.

2.Сначала главное. Учеба - важное дело, поэтому твердо реши, что не будешь смотреть телевизор, пока не сделаешь уроки.

3.Не тяни резину. Составь четкое расписание для домашних заданий и придерживайся его.

4.Составь план. Подумай, с какого предмета начать, какой будет вторым, третьим и так далее. Составь список и отведи на каждый предмет определенное время. Вычеркивай то, что сделано.

5.Делай перерывы. Если чувствуешь, что устал, сделай небольшой перерыв. Но как можно скорее возвращайся к урокам.

6.Верь в свои силы. Хороший ученик отличается от плохого не умом, а трудолюбием. Ты можешь добиться успеха! Постарайся - и убедишься в этом сам.

ПЛАН ДЕЙСТВИЙ!

В следующей четверти я постараюсь получить ․․․․․ по следующему предмету: ․․․․․

Памятка «Как стать успешным учеником»

1. Учись беречь свое время. "Сфотографируй" один свой обычный день: на листке бумаги слева запиши каждое даже самое маленькое дело, а справа - проставь потраченное на него время. Вечером же просмотри записи и определи, где и когда было потрачено время зря. Такая "фотография" поможет научиться дорожить временем и разработать рациональный режим дня, но лучше, учитывая неравномерность твоей нагрузки по дням недели, составить его на неделю, чтобы сделать эту нагрузку более равномерной.

2. Укладывайся в отведенное для выполнения домашних заданий время.

На выполнение домашних заданий рекомендуется затрачивать не менее: в 5-8 классах - 2,5 часов, в старших классах - 3,5 часов. Поэтому строго запланируй время начала и окончания приготовления домашних заданий - это поможет тебе не отвлекаться во время их выполнения.

3. Лучшее время для выполнения домашних заданий в период с 15 до 18 часов.

4. До начала выполнения домашних заданий:

1) хорошо проветри рабочее помещение;

2) подготовь рабочее место:

5. В каком порядке следует делать уроки - зависит от твоих особенностей:

Если ты входишь в работу легко и в начале работаешь с подъемом, более продуктивно, чем к концу занятий, но относительно быстро утомляешься, то начинай приготовление домашних заданий с наиболее трудного предмета;

Если ты втягиваешься в работу медленно, много времени тратишь на «раскачку», продуктивность работы нарастает постепенно, а усталость появляется не так скоро, то следует начинать со средних по трудности заданий и постепенно переходить к более сложным;

Если ты вообще с трудом приступаешь к домашним заданиям, если тебя нервирует любая неудача в их выполнении, то лучше начинать с самых простых, успех в которых приносит тебе удовлетворение;

Если тебе не удается решить трудную задачу, отложи ее «на потом», иначе может не хватить времени на приготовление других заданий.

6. Отдых при выполнении домашних заданий. Признаками утомления могут быть: чувствуешь, что стало неудобно сидеть, возникает ощущение покалывания в ногах; глаза повторно возвращаются к одной и той же строке; вдруг начинаешь обращать внимание на посторонние раздражители, которые до этого проходили мимо внимания (звуки, чувство голода и др.)

7. Правильно и эффективно используй возможности своей памяти.

Проследи и сделай вывод о преобладающем у тебя типе памяти, которая может быть:

. моторной (если ты непроизвольно сопровождаешь запоминание информации различными двигательными действиями - записываешь ее, чертишь график или даже просто ходишь),

. зрительной (ты должен обязательно информацию увидеть - в учебнике, на плакате, в облике предмета, лица и т.д.),

. слуховой (через речь, музыку, определенные сигналы), логической (строится на осознании новой информации),

. ассоциативной (ты сравниваешь новую информацию с уже имеющейся и находишь между ними сходства и различия),

. эмоциональной (новая информация вызывает у тебя определенные - положительные или отрицательные - переживания)и т.д.

Определив у себя преобладающий при различных обстоятельствах тип памяти, попытайся создавать для успешного запоминания соответствующие условия.

Для успешного запоминания важно, чтобы ты нашел взаимосвязь нового материала с освоенной ранее информацией или связал его значение с практической значимостью (где и как ты сможешь его использовать).

9. Быстрее включайся в работу.

Это правило особенно важно утром, когда после сна умственная работоспособность очень низка. Ускорить эффективное включение в работу уже с первого урока тебе поможет утренняя гигиеническая гимнастика. Она же поможет тебе оставаться в течение дня бодрым и сохранять высокую работоспособность.

10. Успехи в учебе во многом зависят от твоего здоровья.

Правильно организованный режим, полноценный сон,

рациональное питание,

неприятие вредных привычек, благожелательность к окружающим, наличие цели и стремление к ее достижению - формула твоих успехов в обучении.

Светлова Е.А.

МКОУ ОШ №7 г. Приволжска, Ивановская область

В последние годы в обществе слишком быстро изменяются жизненные и нравственные ценности, политический и общественный уклад, поэтому в системе образовании так же происходит вполне ожидаемая и естественная переориентация на формирование выпускника , обладающего инициативностью, способностью творчески и нестандартно мыслить, умеющего самостоятельно добывать и применять необходимые знания. О сновная задача современной школы - это создание условий для развития потенциала молодого компетентного успешного человека.

Для выполнения этой задачи нужны новые технологии, активные методы обучения, повышающие мотивацию учащихся к приобретению знаний. Значит, каждому учителю необходимо создать оптимальные условия для развития ребенка. Одним из таких условий, я считаю, является - создание ситуации успеха. Успех - это переживание состояния радости, удовлетворения оттого, что результат твоей деятельности совпал с ожиданиями, надеждами, либо превзошел их. Успех окрыляет и поддерживает, толкает на новые открытия, действия, вызывает дальнейший интерес к работе, учебе, жизни, помогает ребенку поверить в себя, свои силы и возможности, обрести уверенность в своем настоящем и будущем.

Я провела среди учеников 5-9 классов своей школы исследование познавательной самостоятельности (методика экспертной оценки самостоятельности учащихся по материалам опросников Ч.Д.Спилберга, А.К. Осницкого) и мотивации к самостоятельной деятельности (методика Т.И.Шамовой). Анализ результатов диагностики показал, что высоким уровнем мотивация к самостоятельной деятельности обладают только 24% учащихся, а высокий уровень познавательной активности характерен только для 14% учеников. Поэтому работу по повышению мотивации учеников я считаю очень актуальной.

А ведь все начинается с детства. Замечали ли вы, сколько радости приносит малышу любое, даже самое маленькое его «открытие», как он гордиться и дорожит тем, что сделал или узнал что-то сам? С каким восторгом ребенок приходит в 1 класс, как светятся его глаза в ожидании чуда новых знаний и открытий. Почему же с возрастом, большинство ребят теряют способность к удивлению, к открытиям, становятся обычными потребителями знаний, предоставляемых учителем. Как вернуть ребенку интерес к учебе, к открытиям? Как зажечь искорку любознательности в его глазах? Решение, казалось бы все знают, - нужно научить ребенка получать свои знания самостоятельно, только тогда они становятся наиболее ценными. Не нужно забывать о том. что

И еще я заметила, что каждый ребенок очень нуждается в поддержке, похвале за то, что он выполнил что-то очень хорошо, удивил учителя своими способностями.

Цель моей работы - повышение уровня мотивации учащихся к учебе через создание ситуации успеха на уроках и во внеурочной деятельности. В соответствии с целью я поставила перед собой следующие задачи: раскрыть понятие «успех» и «ситуация успеха» через анализ научной литературы, познакомиться с приемами и методами создания ситуации успеха, применить их в учебно-воспитательном процессе, проанализировать влияние успеха на деятельность учащихся.

Методы и приемы создания ситуации успеха

Комфортный урок . Считаю, что каждый урок должен проходить в благоприятной психологически комфортной атмосфере, с положительным эмоциональным настроем на работу. Стараюсь каждый урок начинать с улыбки, приветствия, поздравления с какой - либо знаменательной датой или событием, интересным фактом, интересуюсь настроением и т.д. Это необходимо, чтобы снять напряжение, принесенное с предыдущего урока. На протяжении всего урока стараюсь использовать подбадривающие слова, обращение по имени, открытую поза и доброжелательную мимику

Право на ошибку . Некоторым ребятам получить удовлетворение от урока и высокие результаты мешает неуверенность в собственных силах, робость, боязнь ошибиться и получить плохую оценку. У нас на уроках действует принцип «Каждый имеет право на ошибку», «Не ошибается только тот, кто ничего не делает»

Дифференцированный подход . Применение задания разного уровня сложности помогает даже самым неподготовленным и слабо мотивированным учащимся справиться с заданиями, ощутить вкус успеха. Задания делю по выбору содержания (при выполнении заданий в классе и дома), выбору методов обучения (с помощью учителя или самостоятельно), выбор формы обучения (Работа индивидуально, в паре, в группе)

Межпредметные связи . Использую для того, чтобы создать у ребят единую картину мира, показать, что все в природе взаимосвязано, вызывая иногда неподдельное удивление и интерес к той или иной проблеме. Помогает достичь понимания у учащихся, сфера интересов которых сдвинута в область другого предмета.

Авансирование успеха . Подбадривание фразами «У тебя обязательно получится», «Я в тебя верю», «Это мы повторяли на прошлом уроке, я не сомневаюсь в успешном результате» помогает ребенку поверить в свои силы.

Упреждающий контроль . Заранее предупреждаю о предстоящей проверке знаний, советую, как подготовиться. Можем перед особо сложной контрольной работой прорешать подобные задания, вспомнить порядок действий при решении задач по химии, основные понятия и термины по биологии и т.д. Смысл - в предварительном обсуждении того, что должен будет ребенок сделать.

Скрытый намек . Некоторым учащимся, испытывающих затруднение в выполнении задании, помогает скрытое инструктирование в способах деятельности через фразы «Может лучше начать решать с …», «Выполняя работу, не забудьте о …»

Значимость деятельности. Фраза «Без твоей помощи нам не справиться…» уместна в любой ситуации.

При невысоком результате работы я использую прием частичной оценки работы «Тебе особенно удалось объяснить…», «Ты прекрасно справился с 1 заданием …», … Это поможет не опустить руки ученику в дальнейшем и мобилизует его на дальнейшую деятельность

Эмоциональные поглаживания . Использование на уроке похвалы « Вы у меня молодцы», «Умницы», «Я горжусь вами». Виды похвалы могут быть разнообразными: одобрение, устная и письменная благодарность, награда, ответственное поручение, проявление доверия и восхищения, заботы и внимания, прощение за проступок. Но все хорошо в меру.

Скорая помощь . Оказание помощи слабым ученикам при выполнении заданий. например, при выполнении работы над ошибками после контрольных работы оказываю или я или подготовленный ученик.

Отсроченная отметка . Постановка более высокого балла за ответ, но при некоторых условиях.

Общее одобрение . После победы в олимпиаде, на конкурсе, очень хорошей отметки за работу у «слабого» ученика обычно весь класс поздравляет аплодисментами.

Создать ситуацию успеха так же помогают активные методы обучения и новые технологии

Дифференцированный подход помогает даже самым неподготовленным и слабо мотивированным учащимся справиться с заданиями, ощутить вкус успеха.

Межпредметные связи помогают достичь понимания у учащихся, сфера интересов которых сдвинута в область другого предмета.

Коллективные формы обучения оживляют занятие и повышают самооценку учащихся, формирует коммуникативные компетенции.

Проблемная ситуация повышает прочность усвоенных знаний, позволяет всем ученикам почувствовать свою причастность к происходящему на уроке.

Исследовательская деятельность так же помогает формированию ситуации успеха, повышает мотивацию учащихся и самооценку. Для продуктивной работы в этом направлении мне помогают следующие методы и приемы

Метод «Наблюдение» помогает формированию целенаправленной познавательной деятельность учащихся, основанной на чувственном восприятии изучаемого объекта или процесса. Так, например, в 5 классе в сентябре ребятам предлагалось собрать листья 1 растения, различающиеся по окраске, изготовить гербарий и объяснить причину такого явления в природе.

Учебный прием «Сравнение» чаще используется при установлении сходства и различия между предметами, живыми объектами, природными явлениями.

Для включения в работу, активизации мыслительной деятельности учеников, использую «мозговой штурм». Это хороший способ, который позволяет выслушать мнение каждого, быстро генерировать множество идей, включения в работу всех учеников. Этот метод очень эффективен для постановки цели и задач урока учащимися. Задачи фиксируются на доске, а в конце урока по ним проводится рефлексия.

Для решения проблемных ситуаций, мы используем прием «Дерево решений». Ребята высказывают идеи решения проблем. Они фиксируются на доске в виде дерева, потом детально обговаривается каждое решение.

Чтобы справиться с огромным объемом информации ребята учатся составлять опорные конспекты и сюжетные таблицы, где в столбиках даны вопросы: Кто? Когда? Что? Почему? Потом эти схемы может использовать «слабый» ученик в виде подсказок при ответах на вопросы.

Для формирования умений видеть причинно-следственные связи в природе, использую игру «Почемучка». В роли почемучки, могу быть я или любой ученик. Вопрос «Почему?» может повторяться несколько раз, после высказываний ребят до тех пор, пока причина явления или решение вопроса не найдется. Умение отвечать на вопросы очень активизирует мыслительный процесс, особенно если решение приходится искать в смежных областях знаний.

Развитию творческих способностей и умения анализировать информацию способствует прием «Письмо от…». На уроках природоведения и экологии в 5 классе мы ведем рубрику «Жалобная книга природы». Задача ребенка написать письмо от имени животного или растения о своих проблемах. Для этого ему приходится вживаться в роль своего подопечного, узнать, где он живет, как, на какие проблемы в своей жизни может пожаловаться, какие решения этих проблем может предложить. Формируется так же умение правильного написания письма.

Активизировать работу на уроке помогает такой прием, как «Ассоциация». Например, в 8 классе начиная тему о здоровом образе жизни, мы проводим ассоциацию с понятием «здоровый человек». Он какой? Все ассоциации записываются на доске, потом по ним проводится работа «Что нужно делать, чтобы…» и «Что не нужно делать, чтобы…». В своей работе я стараюсь не давать ребятам готовых ответов, пытаюсь спровоцировать их самих ответить на свои вопросы.

В своей работе я так же провожу нетрадиционные уроки.

Урок - творческий отчет о проведенных исследованиях. На этом уроке ребята рассказывают о своих наблюдениях, демонстрируют фотографии, рисунки, презентации результатов работы над исследовательскими проектами.

Урок - «удивительное рядом ». Такие уроки мы проводим на экологии в 5 - 7 классах, где ребята выступают с сообщениями об удивительных растениях, животных, явлениях природы. На этих уроках всегда очень оживленно, учащиеся узнают много нового для себя. Но они не только слушают, а сами пытаются объяснить явления природы, строение растений и животных, учатся находить взаимосвязи между строением организма и средой обитания.

Учебный мини-эксперимент позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ результатов. Чаще всего это краткосрочный эксперимент по готовому алгоритму на уроках биологии или занятиях кружка. Это дает возможность каждому ученику почувствовать себя в роли ученого. Так, на уроке экологии в 5 классе в ходе мини-экспериментов учащиеся устанавливают состав и свойства почвы пришкольного участка.

Важным моментом в формировании успеха является рефлексия того, что ребенок делает. Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния провожу в начале урока с целью установления эмоционального контакта с учениками и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц (смайликов), цветовое изображение настроения.

Для подведения итогов урока использую упражнение «Плюс-минус-интересно». Его можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагаю заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, либо по мнению ученика может быть ему полезно для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной. В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, вопросы к учителю. Упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого школьника.

Мониторинг динамики успешности ученика помогает проводить сопоставление новых достижений ученика с его прошлыми успехами. Для этого у учащихся есть маршрутные листы индивидуальной траектории развития и портфолио достижений, в которых они отражают всю свою деятельность, прикладывают исследовательские работы, дипломы и грамоты, листы самооценки деятельности за год, где указывают свои сильные и слабые стороны, причины успеха и неудач, необходимые меры по устранению своих недочетов и активизации деятельности. Такой вид рефлексии помогает вырабатывать адекватную самооценку, сформировать ситуацию успеха, планировать дальнейшую деятельность. Очень важно на этом этапе не «спугнуть» желание ребенка работать дальше, в корректной форме выяснить причины неудач и вместе выработать план дальнейших действий.

Формирование ситуации успеха происходит не только на уроке, но и во внеурочной деятельности на тематических мероприятиях, предметных неделях и олимпиадах, конкурсах и конференциях.

В школе действует школьное объединение «Эколог» Работа объединения нацелена на совместную деятельность разновозрастных групп обучающихся, желающих проявить и развить свои интеллектуальные, организаторские, творческие, лидерские способности в области биологии, экологии и химии.

В летнее время ученикам предоставляется возможность продолжить занятия в летнем профильном экологическом лагере , где они собирают материал для исследовательских работ, занимаются практической и исследовательской деятельностью.

Более подготовленные учащиеся, которые овладели навыками самостоятельной деятельности, участвуют в областной учебно-исследовательской экспедиции и занятиях областной очно-заочной школы «Юный эколог» , где также продолжают формировать более глубокие знания по разным разделам экологии и биологии. Таким образом, на протяжении всего обучения в нашей основной школе, у меня есть возможность к формированию ситуации успеха, а у ребят повышать уровень мотивации и самооценки, добиваться результатов, овладевать компетенциями, необходимыми для успешного развития.

Работа над этой темой еще не закончена, но уже сейчас есть определенные положительные результаты.

Наблюдения за учащимися и анкетирование показывают, что у них повысился интерес к биологии. По данным опроса, биологию к любимым и интересным предметам относят 63% учащихся.

При 100% уровне обученности, наблюдается рост качества знаний, который составляет сейчас по биологии 71% . географии - 69%, экологии - 95%, химии - 45%

Выпускники активно выбирают мои предметы в качестве экзамена. Качество знаний учащихся при сдаче экзамена достаточно высокое. Так в этом году качество знаний по биологии составило 54%, по географии - 60%, по химии - 80%.

Уровень мотивации к деятельности увеличилось на 14%. Уровень познавательной самостоятельности тоже изменился в лучшую сторону. В сравнении с исходным, количество учащихся с низким уровнем уменьшилось на 10%, со средним уровнем на 4%, а с высоким уровнем увеличилось на 6% .

Улучшилось количество и качество выполняемых исследовательских работ. Ребята представляют результаты своих исследований на конкурсах различного уровня от муниципального до федерального, и часто являются призерами и победителями научно-исследовательских конкурсов и конференций. Так неоднократно мои ученики становились призерами и победителями многих Всероссийских конкурсов и конференций, таких как за «Шаг в будущее», «Юные исследователи окружающей среды», «Первые шаги в науке», «Юнэко», «Национальное достояние России», «Отечество», «Созвездие», «Инструментальные исследования окружающей среды». 1 ученица была удостоена Премии президента для одаренных детей, двое получили серебряный знак отличия «За победу!» на конкурсах исследовательских работ «Национальное достояние России» и «Юнэко», 1 ученик был удостоен премии «Надежда земли Ивановской». Так же 5 лет подряд ребята становились победителями районных краеведческих чтений, 4 года подряд призерами областных краеведческих чтений, 5 лет подряд победителями и призерами конкурса исследовательских работ муниципального и регионального уровня «Молодежь изучает окружающий мир». Коллектив «Юный эколог» стал лауреатами 3 степени областного конкурса на соискание гранта Департамента образования в номинации «Интеллектуальная». Работы ребят опубликованы в сборниках тезисов, методических журналах и сети Интернет.

Таким образом, мы видим, что создание ситуации успеха - необходимое и очень важное условие формирование успешной личности. Но с амый главный результат - это интерес ребят к науке, природе, исследовательской деятельности. Это блеск любопытства в глазах и улыбки радости на лицах счастливых ребят от свершенных побед, выполненных проектов, проведенных мероприятий. Это успех от победы на конкурсе или олимпиаде, который закономерно приходит к тому, кто добросовестно трудится, серьезно работает, добивается признания, идя по дороге проб и ошибок. За таких детей я уверена, в жизни их тоже ждет успех!